МЕЧ и ТРОСТЬ
29 Мар, 2024 г. - 06:53HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
ИНТЕРВЬЮ ПЕРВОИЕРАРХА РОСПЦ МИТРОПОЛИТА ДАМАСКИНА РЕДАКЦИЯМ “ИСПОВЕДНИКА” И “МЕЧА И ТРОСТИ”. ЧАСТЬ I.
Послано: Admin 24 Янв, 2009 г. - 21:32
РосПЦ 
Интервью Митрополита Дамаскина (Балабанова) Московского и Всероссийского редакциям синодального Интернет-узла «Исповедник» и информационного Портала «Меч и Трость»

«Исповедник»: Ваше Высокопреосвященство, уже более года Вы не давали интервью нашим редакциям; между тем, прошедший год был богат церковными событиями, многие из которых можно назвать знаменательными. Как бы Вы оценили прошедший год с духовной и церковной точек зрения? Какие события и явления можно выделить особо?


Митрополит Дамаскин: -- Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Прошу прощения у милосердных читателей за столь редкие выступления на страницах нашего синодального Интернет-узла «Исповедник» и информационного Портала «Меч и Трость». Также благодарю редакции Интернет-узла и Портала за интересные и актуальные вопросы для сегодняшнего интервью. Вы меня долго ни о чём не спрашивали. Потому и не отвечал. Обычно же я всегда с радостью отвечаю на вопросы.

Время летит стремительно. Вот и ещё один год канул в лету, приблизив нас к неизбежной встрече с Судиёй и Вершителем вечной жизни. На Страшном Суде с каждого человека спросится по делам его. И когда мы предстанем пред Господом нашим, то многим будет стыдно и горько за свою неправедно прожитую жизнь на земле. Господь Многомилостив. Он даёт нам время на покаяние. И следует: «дорожить временем, потому что дни лукавы» (Еф.5:16). С таких православных позиций и надо оценивать любой прожитый нами год. Каждый раз следует хоть ненадолго остановиться, осмотреться и спросить себя: «правильно ли я иду?», «не заблудился ли я в этом дремучем лесу тропинок и дорог?», «к Богу ли я иду или же от Него?», «исполняю ли Его заповеди?» и т.п.

С церковной точки зрения прошедший 2008 год был знаменательным только одним – состоявшимся в мае Архиерейским Собором Российской Православной Церкви в городе Запорожье в Украине. Остальные все, как вы говорите, знаменательные события ушедшего в историю года остались за церковной оградой. Но нас они, безусловно, интересуют как с миссионерско-проповеднической, так и с национально-освободительной точек зрения. Оценить же год с духовной стороны, когда ещё прошло так мало времени, невероятно сложно. Да и аз многогрешный, по своей человеческой немощи, не считаю себя вправе давать подобные оценки. Одно лишь могу сказать, что на этом отрезке времени мы – люди нисколько не изменились в лучшую сторону и, на мой взгляд, ничтожно мало стяжали добродетелей для своего спасения.

«Меч и Трость»: Принятое Архиерейским Собором РосПЦ в мае 2008 года Вероисповедная концепция явилась не только среди современных юрисдикций ИПХ, но и во всей послереволюционной истории Русской Церкви первым трудом, в котором дана четкая оценка важнейших событий церковной и гражданской истории XX и XXI веков с богословской, философской и исторической сторон. Как к этому Вероисповеданию отнеслись его читатели, люди, выбирающие свое место в Церкви, все неравнодушные к исповедничеству?

-- ИПХ – значит Истинно-Православные Христиане. Эта сокращение появилось в 30-е годы ХХ столетия для обозначения одной из ветвей Катакомбной Церкви и, применительно к Вашему вопросу, оно в настоящее время вряд ли уместно. Есть христиане. Есть православные христиане. Есть истинно православные христиане. К Православной Церкви уместно и правильно прилагать только одно понятие – православные христиане. Потому как не истинных православных христиан в природе просто быть не может. Строго говоря, есть православные христиане, а все остальные, как бы они себя не называли, хоть трижды «истинными» -- раскольники и еретики.

Аббревиатура ИПХ появилась как временное название для отличия православных христиан от сергиан, обновленцев и прочих, раскольничьих и еретических, групп, также дерзко именовавших себя «православными христианами». Со временем сокращение ИПХ вышло из употребления. И русские православные христиане обрели более точное своё название -- Катакомбная Церковь. И эта Катакомбная Церковь никогда не считала сергиан и иже с ними «православными христианами», а себя -- «истинно-православными христианами». Она считала сергиан антихристианами.

Потому и нам с вами считать православными христианами кого бы то ни было кроме членов Российской Православной Церкви и прилагать к ним аббревиатуру ИПХ с церковной и духовной точки зрения совершенно неправильно. Не существует никакого христианства ни «православного», ни «истинно-православного» вне Церкви и без Церкви. Вне Церкви есть только пустые мечтания и голые теоретические знания о Православии, но нет православного христианства.

Документ, принятый в мае 2008 года на Архиерейском Соборе РосПЦ, носит название «Российская Православная Церковь и современная предантихристова эпоха», и только в скобках он назван «Вероисповедная концепция РосПЦ». В вашем вопросе практически уже дана оценка концепции, и немного ниже я подробнее ещё остановлюсь на ней. Подавляющее большинство православно верующих людей отнеслись к этому документу с большой радостью и воодушевлением. Они приняли «Концепцию» как уже давно ожидаемый и необходимейший документ.

Церковь не должна и не будет оставаться в стороне от духовно-исторических и любых других процессов, происходящих за Её церковной оградой и на Её канонической территории. Церковь Христова не должна и не будет делать вид, что Ей все эти процессы совершенно безразличны и что Ей нет никакого дела до всего остального мира. Надо понять и раз и навсегда уяснить, что если мы станем жить по-другому и полностью изолированно от окружающего нас мира, то, рано или поздно, мы не только сами духовно ослепнем, но и наглухо закроем церковные двери для других, постепенно превратившись в обыкновенное сектантское сборище.

К сожалению, за все эти годы и десятилетия Русская Церковь далеко не всегда договаривала, а порой (в силу разных причин) и просто умалчивала обо всём том, что сказано нами в Концепции. С самого начала работы над ней мы отдавали себе отчёт в том, что невозможно составить абсолютно идеальный документ, который бы всех и вся устроил. У нас ведь порой бывает так, что сколько людей, столько и мнений. И всё же оппонентов оказалось значительно меньше, чем мы предполагали вначале. По самым скромным подсчётам, с Концепцией ознакомилось более семи тысяч верующих людей. Количество впечатляющее. Оппонентов же среди них можно сосчитать на пальцах одной руки. И хотя дело и не в количестве, поскольку история Церкви знала случаи, когда глашатаи истины оказывались в единственном числе, но уже само по себе это соотношение показательно. Однако Собор не непогрешим, непогрешима вся Церковь целиком. Поэтому мы открыты для критики. И если удастся что-то исправить, улучшить или же переписать заново, ради Бога, мы готовы рассмотреть и принять на Соборе такой документ.

«Исповедник»: Наиболее важным в этой Концепции представляется пересмотр традиционной точки зрения на участие Церкви в Февральской революции с резким осуждением греха церковного феврализма и отказ от либерально-масонского взгляда на европейский фашизм, взгляда, который в последние лет 40 сделался в православной среде едва ли не господствующим. Несомненно, что столь смелая постановка этих острых вопросов должна была вызвать и соответствующую реакцию. Какова эта реакция?

-- В предыдущем ответе вскользь уже было упомянуто об оппонентах Концепции. Как раз по этим двум аспектам, о которых вы говорите, мы и получили от них жёсткую и, на первый взгляд, достаточно обоснованную критику. Но обоснованную и основанную как раз на фундаменте традиционных точек зрения. Самим критикам их аргументация представляется безупречной. И это понятно. Не так просто бывшим (?) советско-патриархийным людям отказываться от своего, впитанного с молоком матери и потом десятилетиями вбиваемого (и вбитого!) в головы всё той же советско-иудео-патриархийной системой «воспитания» ошибочного мировоззрения. Однако делать это надо. И путь к истине никогда не бывает легким. Отказаться от чего-то такого, что ошибочно десятилетиями принимал за самосущую истину, всегда больно. Всякий раз в таких случаях, по слову апостола, приходится: «совлечься ветхого человека с делами его и облечься в нового» (Кол.3:9-10).

Мы не судьи. И мы никого не осуждаем и не судим. Это дело Божье. В конце концов, и мы сами давно ли стали другими людьми, свободными от советчины, патриархийного «благочестия» и антихристианского либерального гуманизма?

В Концепции мы просто сказали, как всё было на самом деле. А принимать правду или же не принимать -- это дело каждого верующего человека. Это дело чести и совести. Дело православного самосознания. В конце концов -- дело веры.

Участие Церкви в Февральской революции и фашистское движение это как раз две темы, в отношении которых однажды рожденная ложь, запущенная в широкий оборот и многократно растиражированная, начинает восприниматься как абсолютная истина и некритически пересказываться даже вполне благочестивыми людьми.

Об участии Церкви в Февральской революции, да ещё с такой решительностью, как это сказано в нашей Концепции, до нас раньше никто по-серьезному и не говорил. Эта тема долго была если и не под запретом, то, по крайней мере, под негласным и всеобщим умалчиванием. Видимо, люди хорошо понимали глубину и постыдность Февральского церковного отступления и просто не хотели «марать» свои руки или же не считали себя вправе об этом публично и открыто говорить. Митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископы Аверкий (Таушев), Свт. Иоанн (Максимович) и ещё два или три человека из мирян только и упоминали о Февральском грехе, а Свт. Иоанн (Максимович) призывал ещё и к всеобщему покаянию. Вот и все те люди, которые не побоялись, в своё время, «измарать» руки и хотя бы что-то сказать по этой теме. А сказать в действительности приходится, и сказать не шепотом, а громко, так как совершенный грех умалчиванием в Церкви никогда не лечился и не целился. Исцелялся же грех всегда ясным и четким исповеданием, полным и решительным покаянием. Можно ли утверждать, что в отношении Февральского греха всё это было когда-то и кем-то сделано? Нет, утверждать этого нельзя. Скорее, можно утверждать обратное: налицо была и есть масса попыток оправдаться, самооправдаться и даже выдать грех за добродетель.

Мы же всё это сказали, не противопоставляя себя указанным выше лицам. Упаси, Боже! Кто они такие и кто мы? Сказали в силу открытых и уже опубликованных новых неопровержимых фактов, это с одной стороны, а с другой, в силу того, что Церковь была уже просто не в состоянии молчать и скрывать от людей очевидное. Болезнь, а тем паче болезнь духовная, должна быть излечена и исторгнута из церковного тела. Носить же её до безконечности – смерти подобно!

Другое дело, что и не совсем точно, и не к месту сказанное слово может тоже причинить нестерпимую боль, и подобно хирургическому скальпелю вторгнуться в область живого, а не омертвевшего. Мы это учитывали и понимали. Поэтому, памятуя об этом, ставили себя на место церковных деятелей того времени. И постоянно задавали себе вопрос о том, как бы мы повели себя на их месте? И если не оказалось в то время иерарха, подобного Св.патриарху Ермогену, значит ли это, что Поместная Русская Церковь завершила Своё существование в феврале 1917 года? Ответ однозначен – Поместная Русская Церковь выжила, остаётся и останется до скончания века сего. И это именно так, несмотря на то, что Православное Самодержавие является частью церковного вероучения. Сейчас мы работаем над тем, чтобы дать четкую богословскую, каноническую и историческую оценку Февральскому отступлению, которая, надеемся, расставит все точки над «i».

В отношении же фашизма всё обстоит ещё проще. Мне думается, что давно настала пора посмотреть нам на это движение не иудео-масонскими глазами, а глазами русского православного человека. И если мы так и поступим, то тогда увидим более полную и правильную картину. В целом же, в нашей Концепции фашизму дана взвешенная, объективная, православная оценка. И кто желает с ней ознакомиться более подробно, пусть читает сам документ. Не стану повторяться. Могу только добавить, что у подавляющего большинства людей до сих пор так и осталось два прежних мировоззренческих перекоса. Как в одну, так и в другую сторону. Одни говорят и пишут о фашизме резко отрицательно. Другие же говорят и пишут, наоборот, восторженно. Понятно, что для формирования правильной точки зрения необходимо изучать обе эти стороны. И уже потом, на основании такого пристального изучения, делать конкретные выводы. Что мы, с Божьей помощью, и постарались сделать.

«Меч и Трость»: «Осколками РПЦЗ» принято в интернет-СМИ называть церковные группы, образовавшиеся до и после кончины Блаженнейшего митрополита Виталия среди противников соединения РПЦЗ с Московской патриархией. Можно назвать РПАЦ, РИПЦ, РосПЦ митрополита Дамаскина (Балабанова), РосПЦ «под омофором» митр. Антония (Орлова), РПЦЗ – архиеп. Антония (Рудея), РПЦЗ – еп. Владимира (Целищева), РПЦЗ – митр. Агафангела (Пашковского). Процесс разделения безостановочно продолжается: от синода РИПЦ отложились епископы Дионисий (Алферов) и Ириней (Клипенштейн), от синода РПАЦ – епископы Севастиан (Жатков) и Амвросий (Епифанов). Как по-Вашему, Владыко, достигнут ли предел дробления «антипатриархийного» православия? Как верующему человеку разобраться, где здесь истинное Православие? Какие группы, на Ваш взгляд, могут достичь единства или примирения и на каких основаниях?

-- Здесь задано сразу четыре вопроса. Начну отвечать с последнего. Св.Иоанн Златоуст в беседе с одним из своих вопрошающих собеседников по поводу т.н. «осколков» сказал буквально следующее: «Хорошо — почему же они не с нами?! Один Господь, одна вера, одно крещение! Они откололись — в таком случае может быть что-нибудь одно из двух: или у нас хорошо, а у них плохо, или у них хорошо, а у нас плохо!». Единство и примирение может быть достигнуто только на основе Истины, а не на основе лжи. Мы свое понимание и видение истины изложили в Концепции. Вы принимаете эти церковные взгляды? Если да, то принципиальных препятствий к единству нет.

Российская Православная Церковь – Поместная. И другой Поместной Российской Церкви на земле не существует. Мы открыты для диалога. И правила приёма в Церковь расписаны и они всем известны. Мы готовы к самой щадящей икономии. Милости просим! Другого пути единения не существует. Потому как любой другой путь – путь дьявольский, путь экуменический.

Полагаю, что в настоящее время ни одна из вышеуказанных групп не готова стать на путь диалога с нами и друг с другом. Разобраться же верующему человеку во всём этом скопище лже-церквей не так уж и сложно. Необходим минимальный духовный опыт и неформальное, сердечное понимание православия. Необходимо сознание своего преемства с исторической Россией и её духовными идеалами. Необходима простая трезвость, любовь к христианской прямоте, неприятие изворотливости, лукавства, лжи, двуличия, словоблудия, притворства, актёрства, пошлости. Доверяйте больше своей душе, нежели плотскому разуму и всегда помните слова Господа нашего Иисуса Христа о том, что: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их» (Мф. 7. 18:20).

На самом деле в духовной среде не существует никакого дробления «антипатриархийного» православия. Православие, Церковь Христова уже сама по себе антипатриархийна и без всяких кавычек. Не существует дробления и разделения Церквей. Есть отпадение от Церкви в раскол или же ересь, или же и то и другое одновременно. Христос не может разделиться. И благодать Его – едина.

Достигнут ли предел дробления еретиков и раскольников, это, прошу прощения, вопрос к ним, а не ко мне.

«Исповедник»: В связи с этим возникает и вопрос о каноническом преемстве этих групп. Пока проблема Февральского греха не поднималась во всей своей остроте, каноническое преемство РПЦЗ от дореволюционной Русской Церкви представлялось несомненным. Но теперь многим становится понятно, что после свержения Государя, который являлся важнейшим элементом канонического церковного строя, послефевральские церковные власти, включая и пресловутый «Всероссийский поместный собор», оказались по существу нелегитимными как рожденные нелегитимной же и преступной цареборческой революцией. Нелигитимны и все их канонические преемники, так или иначе признававшие законность Февраля и созданных им церковных структур. По сути, в таких условиях ни один из упомянутых «осколков» не может претендовать на каноническую исключительность. Каков Ваш взгляд на эту проблему?

-- Прямой и хороший вопрос. Уцепиться за каноническую букву и держаться за неё из последних своих сил, держаться во что бы то ни стало и держаться, не взирая ни на что, -- не есть православие. Это фарисейское крючкотворство. Это лже-православие, которое сейчас нам и демонстрируют многие, как вы говорите, «группы». И в этом случае, вне всякого сомнения, рано или поздно, будет утерян Святый Дух. И так они, с этой канонической буквой, но уже без Духа Святаго и отойдут в мир иной на суд Божий. Не Церковь для буквы, а буква для Церкви! Выбирайте сами, с кем вы? С буквой или же со Святым Духом!

Формальное каноническое преемство существует у всех вышеперечисленных «осколков», благодатное же – только в нашей Российской Православной Церкви!

Руководящим принципом при разрешении разного рода канонических трудностей (особенно в наше время) могут быть известные слова священномученика митрополита Иосифа Петроградского: «канонично, то, что служит созиданию Церкви, а не Её разорению». Синод, признавший законность Февраля, созиданию Церкви не способствовал. В тех своих многочисленных решениях, которые разрушали церковную жизнь и неразрывное единство Церкви и монархии, не способствовал созиданию Церкви и «Всероссийский поместный собор» 1917-18 годов. Хотя, надо признать, были решения Собора и созидательного характера. Здесь нам надо научиться распознавать истину и ложь и не сваливать всё в одну кучу. По тем же самым причинам созидательным было и решение зарубежных архиереев об организации Архиерейского Синода РПЦЗ. И деструктивным был указ патриарха Тихона о роспуске этого Синода. И так далее, вплоть до наших дней.

По прошествии десятилетий печального и горького опыта, теперь мы поняли и осознали, что в отсутствие престола православных Государей церковная жизнь не имеет должной полноты и, в каком-то смысле, она, в таких условиях, всегда аморфна, неустойчива, малосозидательна и беззащитна.

Недопустимо впадать и в другую крайность. До сих пор ещё никому не удалось доказать, что Православное Самодержавие и Православный Государь есть обязательное условие для существования Церкви Христовой на земле. Попытки таких доказательств велись раньше, ведутся они и сегодня. Но все эти попытки обречены на провал. И вот по какой причине.

Да, Православный Государь является важнейшим элементом канонического церковного строя. Более того, Он является Удерживающим от безвозвратного падения в апостасию. Он хранит Церковь от внешних нападений и от внутренних раздоров и расколов. Церковь Его венчает на Царство как Помазанника Божия, как епископа внешних дел Церкви. Церковь даже имеет специальный чин анафемы на тех, кто дерзает утверждать, что православная Монархия это что-то постороннее для Церкви, обычная политическая система, которая не от Бога, а от человеков. Спрашивается, как же тогда в наше время живёт и существует Церковь без Православного Государя, без православной Монархии?

Видим, что живёт и существует. Если же предположить, что с падением Царского престола, Церковь уже не может существовать на земле (как это нам теперь и пытаются доказать и навязать своё мнение особенные ревнители и почитатели всё больше Царя и Царства, нежели Церкви Христовой и Их Симфонии), то, в таком случае, мы впадем в противоречие со Священным Писанием, в противоречие с Самим Господом, сказавшим о Церкви, что: «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

Можно ли назвать хотя бы одну, сохранившуюся сегодня на земле Православную Монархию? Нет. Её просто не существует на земле. Вытекает ли из этого, что не существует и Церкви Христовой? Ответ очевиден. Возведение же Православной Монархии в единственное и обязательное условие существования Церкви неизбежно ведёт за собой и Её отрицание. Поэтому, дабы не погрешить против Бога и против Его Церкви, в Февральском вопросе следует быть предельно осторожным, как в оценках, так и в высказываниях.

Нельзя даже близко подходить к области духовной и нравственной с умственными, физическими, судебными и прочими человеческими измерительными инструментами, а паче того с инструментами судебно-обличительного характера.

(Окончание -- Часть II)

 

Связные ссылки
· Ещё о РосПЦ
· Новости Admin




На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..