МЕЧ и ТРОСТЬ

ИНТЕРВЬЮ ПЕРВОИЕРАРХА РОСПЦ МИТРОПОЛИТА ДАМАСКИНА РЕДАКЦИЯМ “ИСПОВЕДНИКА” И “МЕЧА И ТРОСТИ”. ЧАСТЬ II.

Статьи / РосПЦ
Послано Admin 24 Янв, 2009 г. - 22:15

Начало Интервью Митрополита Дамаскина (Балабанова) Московского и Всероссийского редакциям синодального Интернет-узла «Исповедник» и информационного Портала «Меч и Трость». Часть I. [1]

«Меч и Трость»: Смерть в 2008 году главы РПЦЗ(МП) митрополита Лавра (Шкурлы), главы МП патриарха Алексея (Ридигера), а также последовавшая за два года до этого кончина Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова) заключили целую эпоху противостоящих друг другу течений в русском Православии: сергианского, экуменистического и исповеднического. О чем заставляют задуматься, чему нас учат жизнь и судьба вышеназванных троих церковных деятелей?

-- В последние годы Русское Православие было сосредоточено в РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), РПЦЗ(В), -- до блаженной его кончины, затем в РосПЦ митрополита Антония (Орлова) и после их ухода в раскол – в нашей РосПЦ. О каких таких течениях в Русском Православии может идти речь? И чему нас могут научить ушедшие на Суд Божий и в явную погибель два апостата и служителя Кагала – Лавр (Шкурла) и Алексий (Ридигер)?

Не переходя на отдельные личности, тем более, когда их души уже предстали перед Господом, могу лишь только добавить, что человек, кто бы он ни был, и какое бы положение в этом обществе (в том числе и церковном) не занимал, если прожил на земле свою жизнь не ради спасения, а ради чего-то иного, такой человек обречён на вечные муки. И никаких шансов для его спасения нет.

У каждого из нас могут быть ошибки, могут быть и падения. Но всякий раз и каждый день, ежесекундно и ежеминутно, необходимо со слезами покаяния как прах земной отрясать все свои грехи и всегда возвращаться к Богу так, как это сделал блудный сын, возвратившись со слезами раскаяния к своему родному отцу.

Противление же Богу, а пуще того, борьба с Ним – прямая дорога в ад, что и подтверждают слова Св.Преподобного Феодосия Киево-печерского, сказанных Им в Астрахани одному из вышеупомянутых апостатов: «отпали от Бога ты и многие с тобой и прилепились к правителям, а правители уже не правители, а кривители и ждёт вас геена огненная и скрежет зубов, аще не покаетесь окаянные. Времени осталось очень и очень мало».

«Исповедник»: Прошедший год был отмечен повышенной активностью среди лидеров раскольных групп, сумевших организовать и провести свои соборы, на которых были приняты решения, вполне выясняющие лицо этих групп. Прежде всего следует назвать соборы группы еп.Агафангела (Пашковского), группы еп.Владимира (Целищева) и РИПЦ. Хотелось бы услышать от Вас развернутую и православную оценку этих соборов и принятых на них решений. Последует ли официальная реакция РосПЦ на эти соборы?


-- Отвечая на этот вопрос, уместно вспомнить слова ещё одного священномученика еп.Дамаскина (Цедрика) о том, что ложь рождает только ложь, и она не может быть фундаментом Церкви. Надо посмотреть, что изначально было заложено в фундамент указанных групп, и тогда станет ясно, что на этом фундаменте может вырасти. Увы, ничего кроме лжи -- духовной, идейной и фактической -- в основании этих групп не лежало и не лежит. Поэтому ничего кроме пустоты и лжи церковная жизнь этих групп, включая и проводимые ими соборы, содержать в себе не может.

Если говорить шире и конкретнее, то Соборы всех этих раскольничьих групп носили в основном организационный характер. За исключением одной РИПЦ, старательно пускающей пыль в глаза и изображающей из себя подобно Симону-волхву что-то великое в надежде, что простой народ этим прельстится и станет говорить: «сие есть великая сила Божия» (Деян. 8:10). Прославлением митрополита Филарета и катакомбных исповедников РИПЦ попыталась сказать что-то определённое. Прославление это сродни прославлению патриархией Новомучеников и Исповедников Российских, которые при жизни анафематствовали и проклинали сергианскую МП. Точно так же и «прославленные» РИПЦ, будь они живы, прокляли бы и анафематствовали бы эту полу-сергианскую структуру и её основателей.

Группа еп.Агафангела (буду говорить вашим же языком), группа еп.Владимира (Целищева), а так же и РИПЦ очень схожи по своему бездуховному мировоззрению. Всех их объединяет нечто этакое аморфно-экуменическое. И у тех, и у других, а теперь уже и у третьих, вспоминая известную фразу, «одни и те же пророки».

Эти группы всё больше похожи на экуменические отстойники и на сборища разного рода проходимцев или же искателей не спасения и Церкви Христовой, а клуба по интересам и приятного времяпровождения. У еп.Агафангела появились «епископы» от еретиков-киприанитов, «епископы» из секачёвцев, завтра, глядишь, появятся «епископы» из каких-нибудь ещё самосвятов. Епископы Владимир и Анастасий нахиротонисали «епископов» из племени рода иудейского, от которых шарахнулись все лучшие священники этой группы. И откровенно говоря, я не ожидал от них такого низкого падения.

РИПЦ же давно вошла в сговор с нынешними властями России и Украины, строит соборный храм в немыслимой для «гонимых катакомбников» роскоши, едва ли не молится своему отцу-основателю и содомиту Лазарю и пытается изобразить дутое единство при фактическом расколе, выразившимся в самоизоляции «еп».Дионисия (Алфёрова) и «еп».Иринея (Клипенштейна).

Всех их объединяет одно – патронаж Кагала.

«Меч и Трость»: Мы живем в последние времена, когда события всё яснее напоминают картины Апокалипсиса. Казалось бы, в этих условиях должны появиться проповедники, духоносные люди, способные объяснить смысл современных грозных событий в свете Откровения и эсхатологического учения Церкви. Однако среди пытавшихся эсхатологически осмыслить современность можно назвать, пожалуй, лишь «кубанского богослова» -- вл.Виктора Пивоварова, но и в его писаниях, ввиду их богословской малограмотности и откровенного невежества, нельзя найти ответа на волнующие всех нас вопросы. Почему эсхатологическая мысль наших современников не идет дальше патриархийных страшилок об ИНН, био-паспортах, штрих-кодах и прочей белиберды?

-- Мы действительно живём в последние времена, и апостасийные события нам всё яснее и яснее напоминают апокалиптические картины. Это верно. И с этим трудно спорить. Так вот, если ещё раз внимательно прочитать Апокалипсис, то станет ясно, что на последние времена Господь приберег только двух проповедников -- Святых Своих пророков Еноха и Илию, а если появятся ещё какие-то иные проповедники и пророки, то будут они не от Господа, а от князя мира сего. Их уже и сейчас великое множество.

От человека, рискнувшего на эсхатологическое осмысление современности, требуется лишь одно непременное условие – святость. Не исключено, что такой человек может появиться в Церкви. Повторяю, в Церкви, а не за Её безграничными пределами, будь то земля или же всё остальное космическое пространство.

В истории Церкви мы знаем не так много святых имён людей, бравшихся за толкование Апокалипсиса. И все они никогда не считали себя святыми. Наоборот, считали себя великими грешниками и самыми последними из людей. Так думали о себе все святые.

Теперь представьте себе человека, да ещё в архиерейском сане, уверовавшего в свою непогрешимость, в свою святость, в свою истинность в последней инстанции, который денно и нощно, во сне и наяву, мнит себя посланником Всевышнего. Человека, считающего себя «агентом» от Бога на нашей земле, а любых оппонентов -- своими кровными врагами. В душе у которого злоба давно уже вытеснила человеческую любовь к людям, и вместо любви поселилась там желчь злопамятства, ложь и ненависть. Что можно сказать о таком человеке? Можно лишь посочувствовать и помолиться Богу о его выздоровлении.

К моему великому огорчению, таковым и стал вл.Виктор. Я долго молчал, надеясь, что он образумится, усовестится. Но этого не произошло. И теперь настала пора сказать о нём словами Св.Иоанна Богослова: «не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое…» (Ин.8:44). Был ли он всегда таким? Думаю, что нет. Когда пять с половиной лет тому назад я пришёл к нему на послушание, то признаки духовной болезни в нём ещё только зарождались, хотя и были уже явно заметны. Есть и моя вина в том, что не смог я ему тогда (да и после) ничем помочь в его духовной немощи. Не смог вовремя подсказать, не смог убедить. И за то прошу у Бога и у него прощения!

У него ничего не получилось в жизни. Вл.Виктор, как был, так и остался совершенно одинок. Остался в окружении льстецов и лицемеров, откровенных и тайных насмешников. Остался под «колпаком» и под руководством так называемых «русских женщин-патриоток» из американского штата Алабама. Похоже, что они «поиграются» со старым и духовно-больным человеком и поступят с ним так же, как, в своё время, поступили со многими. Оклевещут и бросят его, как уже бросали с клеветой других людей. И мне безконечно его жаль.

В последнее время в своих многочисленных, и, в общем-то, совершенно мирских писаниях, он скатился на тропу явной клеветы, что, пожалуй, и неудивительно. Не знаю, сможет ли он когда-то прозреть или же так и покинет этот мир нераскаявшимся и ничего не понявшим. Помоги и вразуми его, Господи!

Что же касается второй части вопроса, то я бы не стал называть белибердой и страшилками ИНН, био-паспорта, штрих-коды и т.п. Православному человеку надо понимать, что всё это является техническими средствами утверждения грядущей власти антихриста. Нас всех ИНН, био-паспортами, штрих-кодами и т.п. постепенно приручают к добровольно-принудительному принятию этой власти.

«Исповедник»: Много шума в прошлом году наделало выступление Диомида (Дзюбана), именующего себя «епископом Анадырским и Чукотским», который отложился от МП и объявил себя единственным истинно-православным епископом. Его громкие и радикальные заявления соблазнили многих. Как с подлинно православных, церковных позиций следует оценивать деятельность г-на Дзюбана?

-- Мне уже приходилось давать по этому поводу интервью и отвечать на вопросы, связанные с деятельностью «еп».Диомида (Дзюбана). Тогда было мною, в частности, говорено, что: «…именно сейчас перед вл.Диомидом открывается большой соблазн. Соблазн создания своей церковной структуры на основе всё той же МП. И структура эта может получится лишь чуточку получше МП. Не хочу напророчествовать, но, скорее всего, именно так и произойдёт. Боюсь, что увидим очередного церковного «Ельцина», от которого, в конце концов, вреда будет едва ли не больше, чем от церковных «Горбачевых».

К сожалению, от соблазна «еп».Диомид не устоял. И пал ещё глубже. С помощью хорошо известных нам людей из числа так называемых «ревнителей православия» и теперь уже его апологетов он дерзнул пойти на воссоздание царского «Святейшего Правительствующего Синода» и включил себя в его состав. То есть, вольно или же невольно он взял на себя царские полномочия. Согласно Основным законам Российской Империи, образование и роспуск Синода, назначение его членов -- это исключительная прерогатива Государя. Поэтому то, что сделал «еп.»Диомид само по себе является полнейшим абсурдом, если не безумием.

«Диомидовцы» сегодня развернули обширную миссионерскую деятельность. И теперь всех (в том числе и нас) забрасывают своими прокламациями призывного свойства. Не далее как вчера мною была получена очередная их бумага именно такого содержания. Он единолично рукоположил в «епископы» своего близкого родственника Феофила (Дзюбана). К ним присоединился некий «епископ» Корнилий. И, как говорил один известный в прошлом политик: «процесс пошёл…».

Здесь необходимо ещё заметить, что, в отличие от сборища «еп».Диомида, в Церкви нет и не может быть самоприёма. Ушедшие из МП принимаются в Церковь по определенному чину, а сам себя в Церковь никто принять не может. От разного рода «само» и рождаются всевозможные самосвяты и самозванцы, каковым и является на сегодняшний день «еп.»Диомид.

Меч и Трость»: В связи с притеснением РосПЦ властями, негласно закрывшими в конце 2007 года с помощью ФСБ Синодальный Собор в подмосковной Щербинке, о нашей епархиальной и приходской жизни говорится в интернете очень скупо -- без указания географии событий, имен духовенства и т.д. Не могли бы Вы, Владыко, хотя бы обобщенно рассказать о Церковном строительстве РосПЦ, о Ее клириках и приходах, основных проблемах церковной жизни?

-- Скажу только о нашей Московской и Центрально-Российской епархии. В настоящее время в епархии служат четырнадцать клириков. Более подробно, из опасения новых гонений, говорить на эту тему не стану. Нас до сей поры власти не оставляют в покое. Несколько дней тому назад одного из наших верных прихожан вызывали в милицию. Приходили к нему и на дом участковый вместе с оперативным уполномоченным. Пришлось ему писать объяснение на прокурорскую проверку, последовавшую после заявления одного человека, почему-то считающего себя «патриотом» и «православным христианином».

Однако написать такую бумагу прокурору мог только человек с сожжённой совестью времён 37-39 годов прошлого столетия.

«Исповедник»: Каждая эпоха человеческой истории, каждое время характеризуется своими особыми искушениями и присущими только этому времени путями спасения души. В чем духовное своеобразие переживаемой нами эпохи, каковы её основные искушения и каковы пути спасения христианина в наше время? Какие христианские качества и добродетели являются важнейшими и самыми ценными сегодня?

-- Не думаю, что эпохи человеческой истории и каждое, отдельно взятое время сильно отличаются друг от друга. А если и отличаются, то виной тому, прежде всего, сам человек. Искушения и пути спасения тоже остаются неизменными. Другое дело, чего-то больше, а чего-то меньше. Наша эпоха опасна своими житейскими соблазнами. Опасна потерей веры в Бога. Одним словом, наша эпоха – предантихристова эпоха, со всеми вытекающими из неё апостасийными миазмами.

Если Господь смилуется над нами, и после всеобщего покаяния пошлёт нам Царя, то поживём ещё в радости и в духовном благоденствии. Если же этого не случится, тогда следует ожидать близкого конца Света и Суда Божьего.

Что заслужили, то и получим.

Но жить, мне думается, надо всё равно с любовью и не впускать в свою душу раздражение и зло. Ведь православного человека и отличает от всех остальных людей спокойствие, смирение, сострадание к ближнему своему, уверенность в Правде Божьей, горение в Вере, страх перед Богом. И Любовь к Богу и людям. Без всего этого невозможно спастись. Во времена же антихриста сохранить бы только веру в Бога. Святые старцы говорят, что и этого будет достаточно для спасения.

Меч и Трость»: Возможности интернета постоянно растут, все больше появляется сайтов и частных страничек, берущих на себя задачу массовых средств информации для церковной аудитории. В чём, Ваше Высокопреосвященство, Вы видите задачи этих новых средств информации? Каковы их достижения и недостатки? Какие из интернет-ресурсов Вы читаете?

-- Средства массовой информации, их задачи, как были, так и останутся неизменными. Они полностью зависимы от хозяина. Каков хозяин – таково и издание. Для церковной же аудитории может проповедовать только церковное издание. Таковыми, на сегодняшний день, в Российской Православной Церкви являются наш Синодальный электронный сайт ”Исповедник” [2] и сайт Украинского Экзархата РосПЦ “Российское Православие” [3].

Здесь надо понимать, что согласно учению Церкви именно Церковь является единственной хранительницей и истолковательницей Божественного откровения. Вне Церкви нет благодати, которая просвещает падший человеческий ум и дает ему новый, цельный и просвещенный взгляд на мир и законы его бытия. Поэтому только принадлежащие к Церкви Христовой печатные и электронные издания имеют возможность, по благословению своего правящего архиерея или Синода, рассуждать о богословских, церковных, историософских, философских и прочих вопросах без риска впасть в ересь, ложь и богохульство.

Читать приходится много. Называть не буду. Во все времена, а в наше время особенно, нельзя быть невеждой. Порой и читать не хочется, настолько стало много непотребства и пошлости, но, повторяю, приходится это делать ради ограждения паствы от всего этого.

«Исповедник»: Чтобы Вы хотели пожелать нашим читателем в наступившем году? С какими мыслями и чувствами лично Вы его встречаете?

-- Хотел бы пожелать и желаю спасения и здоровья на многая лета! Наступивший год, как и всегда, встречаю с любовью к Богу к людям и надеждой на лучшие и более светлые времена. Встречаю с надеждой на человеческое прозрение, на всеобщее наше покаяние, на Божью милость. Встречаю со словами молитвы Святаго Иоанна Златоустаго: «…Господи, веси яко твориши, якоже ты волиши, да будет воля твоя и во мне грешнем: яко благословен еси во веки, аминь».

+ Митрополитъ Дамаскинъ

Эта статья опубликована на сайте МЕЧ и ТРОСТЬ
  http://archive.archive.apologetika.eu/

URL этой статьи:
  http://archive.archive.apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=1419

Ссылки в этой статье
  [1] http://archive.apologetika.eu/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=1417
  [2] http://www.ispovednik.org/index.php
  [3] http://www.rusorthodoxy.net/