[ КРЫМОВ Владимир Пименович ] (20.7.1878, Двинск - 6.2.1968, Шату, пригород Парижа) журналист, путешественник, писатель. Выходец из бедной староверческой сибирской семьи; согласно семейному преданию, вел по материнской линии родословную от протопопа Аввакума. Учился в Петровской сельскохозяйственной академии. Будучи студентом, печатал в московских газетах статьи и заметки, в том числе корреспонденции со Всемирной выставки в Париже (1900), Окончил в 1908 Московский университет. В 1909 совершил поездку в Южную Америку как представитель крупного акционерного общества: публиковал очерки о путешествии в газете "Новое время". Позднее совершил поездку в Центральную Америку; описал свои впечатления в книге "В стране любви и землетрясений" (1914). Первая беллетристическая книга (под псевд.Н.Н.Тавридин) - сборник психологических этюдов "Здесь" (Харьков, 1909) - была конфискована. В книгу "О прочем" (СПб., 1912) вошли печатавшиеся в газетах фельетоны, путевые очерки, небольшие рассказы ("Как меня прогнал Толстой" и др.). В 1917 вышла книга наблюдений и журналистских заметок о переломном для России времени - "Чтобы жизнь не была так печальна", Все эти книги К. издавал на свои средства. --- С 1911 К. жил в Петербурге, сблизился с А.Сувориным, был коммерческим директором газеты "Новое время", затем предпринял издание собственного "журнала роскошной жизни" - "Столица и усадьба" (1914-16), что позволило ему устанавливать контакты с выдающимися личностями, включая членов царской семьи. Суворин наставлял его в то время: "Пишите, как начали, просто, смело и ясно, без замысловатых выкрутасов, туманных фигур и притянутых за хвост образов и метафор". В 1914-16 К. написал книгу "То, что нельзя печатать" - об ужасах войны и бедах России, "которой правили Распутин и банки"; рукопись ее была изъята полицией. В апреле 1917 отправился из Петербурга через Сибирь в кругосветное путешествие, дважды обогнул земной шар: в Россию больше не вернулся; в 1921 обосновался в Берлине: описал странствия в книге "Богомольцы в коробочке" (Берлин, 1921). В заключительной ее части К. размышлял о контрастах увиденного, пропасти между бедными и богатыми, революции в России и ее влиянии на судьбы мира. Главный смысл происходящего видел в том, что под влиянием страшной войны и революции в России мир предстал "под иным углом зрения", "разделение людей на рабов и господ ушло в вечность"; писателю, чьи "мозги очистились от шелухи", стала близка мысль об изменении социальных условий для работающих, о мировом братстве людей и строительстве новой, просвещенной России. С этим убеждением связана символика названия книги:, богомольцы в коробочке - это люди, замкнувшиеся в себе; "строя новую Россию, надо это понимать". --- Жил в США, в Англии, с 1923 в Берлине, по свидетельству современника, был "почти миллионером" и умножил свое состояние, участвуя в германо-советской торговле. Редактировал "сменовеховскую" газету "Русский голос". Обратился с письмом к И,Сталину "как одному из крупных государственных деятелей в современной России". Призывал его "во что бы то ни стало сохранить власть..., ничего не щадя", заботиться об усилении армии и увеличении населения, не притеснять религию, привлекать частный капитал; отмечал, что "революция уже сделала колоссально много", но "нужны какие-то выполнения обещанного благополучия пролетариата. А пока у вас волокиты больше, чем в царском строе", --- В 1922 опубликовал очерк о Лондоне "Город-сфинкс", в 1923 - 2-е издание книги о кругосветном путешествии "Радость бытия", в 1927- книгу о поездках в Монако - "Монте-Карло", В 1930 вышла книга "Люди в паутине" - о последнем его большом путешествии (1919) по странам мира, который, как писал он во введении, изменился поразительно, но "попрежнему человек еще опутан паутиной". Книга "Сегодня" (Л., 1925) - описание событий 1917 в Петрограде. Из беллетристических произведений К. в Берлине вышли: сборник "Странные рассказы" (1921) - о причудах миллиардера, "которому все надоело", "Детство Аристархова" (1924) и роман "Бог и деньги" (1926); эти произведения явились подготовительными этапами к роману-трилогии "За миллионами" (1933, "Сидорове ученье", "Хорошо жили в Петербурге", "Дьяволенок под столом"). Роман выходил с вариантами в Берлине и Париже, выдержал 4 издания. Трилогия, как и роман "Бог и деньги", имели автобиографическую основу.К. писал: "Я рос и работал полжизни в той среде, в тех стремлениях и идеалах, среди тех людей, для которых высшим достижением было накопление богатства, деньги, миллионы". По словам К., трилогия - это "хроника из предреволюционной жизни русской буржуазии"; он стремился "изобразить переживания человека, который полжизни думал, ...что в осуществлении задуманной карьеры вся цель жизни, важно только быстрое движение вверх, по ступенькам социальной лестницы: обгоняя толпу, он уперся вдруг в стену, озираясь растерянно на пройденный путь, вдруг понял, что цель была ничтожна, только мираж". Герой трилогии - издатель, затем крупный биржевой делец в Петербурге, после революции - в Нью-Йорке и Лондоне. --- В 1933, с приходом нацистов к власти в Германии, К. переселился во Францию, в фешенебельный пригород Парижа - Шату. На эмигрантском материале написал роман "фуга" (1935); детективные романы "Похождения графа Азара" (1938) и "Сенсация графа Азара" (1939); сочинение в жанре научной фантастики "В царстве дураков" (1939): роман "Фенька" (1945, репринт 1973). В числе изданного также "Дрозофилы и мы" (1947), сборник, составленный по записным книжкам, "Из кладовой писателя" (1951, репринт 1973). Книга, написанная на сюжет парапсихологии с элементами таинственного, опубликована в журнале "Мосты" (Мюнхен, 1960, № 5). Последний, философско-психологический роман "Завещание Мурова" (Нью-Йорк, 1960) создавался в условиях трагических переживаний автора во время немецкой оккупации Парижа и при полной потере им зрения: как и в прежних романах К., его персонаж в главных чертах является двойником автора. --- Семь книг К. было издано в Лондоне в переводе на английский язык. "У автора исключительно острый дар наблюдательности, редкое, но тонкое остроумие и литературное умение, более которого нельзя желать", - писала газета "Daily Mail". О романе "Сидорове ученье" писала "Daily Herald": "Потрясающая картина русского общества накануне революции. Остро, тонко и убедительно". Книга К. "Голос горной пещеры" издана в 1960 в Буэнос-Айресе. Остался неизданным сборник "Портреты необычных людей" (М.Горький, Г.Уэллс, В.Розанов, С.Рейли, А.Н. Толстой). --- По-разному оценивала творчество писателя русская эмигрантская критика. По свидетельству К.Померанцева (1985), Г.Адамович считал книги К. "ниже всякого уровня". Сам же Померанцев признавал, что в романах "Сидорове ученье" и "Фенька" К. "талантливо рисует характеры и быт русских староверов"; о К. он писал, что это был человек "малоинтересный, ограниченный "практическим разумом", предельно сосредоточившим его на делании денег". По мнению В.Яновского, К. "был несомненно талантливым литератором, с культурою языка", но "привязанность к деньгам" и "скупость" были в нем "сильнее всего". "Житейская хроника, широкая словесная картина", - писала о "Завещании Мурова" Н.Клименко, отметившая, что герой романа из тех, кто в конце XIX - начала XX вв. пришел на смену дворянину-мыслителю или разночинцу, "борцу за народ", проявив упорство и энергию в достижении цели жизни - "стать самим собой", Писатель сумел "заглянуть во все изгибы, углы, извилины души своего героя и талантливо показал его образ". --- Лит.: Померанцев К. Сквозь смерть. Владимир Пименович Крымов // Рус. мысль, 1985, 23 мая; Яновский B.C. Поля Елисейские. СПб., 1993. --- Е. Трущенко ---
|