[ ЮРЬЕВСКАЯ ] (наст. фам. Ленкина) Зинаида (1896, Дерпт - 3.8.1925, Андерматт, Швейцария) - артистка оперы, концертная певица (сопрано). Юрьевская - артистический псевдоним, взят по старинному русскому наименованию родного города певицы Тарту (Юрьев). О начале жизненного и творческого пути певицы известно очень немногое. Она училась у профессора М.Маломаа, авторитетного педагога, начало ее артистической деятельности связано с Петроградом. Ее дебют состоялся в Мариинском театре 17.5.1921 в партии Ольги в "Псковитянке" Н.Римского-Корсакова (в спектакле участвовал Ф.Шаляпин). Спустя 3 дня Ю, вновь оказалась на одной сцене с Шаляпиным, выступая в концерте в Большом зале филармонии. Это свидетельствует о том, что молодая дебютантка к тому времени бесспорно признавалась за большую певицу. Вскоре Ю. выехала в Германию и получила возможность выступать на сцене Государственной оперы в Берлине. В 1922 она исполнила партию Шемаханской царицы в "Золотом петушке" Римского-Корсакова и стала солисткой столичного театра. Возглавлял Государственную оперу в то время один из крупнейших дирижеров Европы Эрих Клайбер. Сразу оценив дарование Ю., ее творческие возможности, он доверил ей ряд ответственных партий. В течение одного сезона Ю. из дебютантки превратилась в ведущую солистку. Ее репертуар складывался из партий в итальянских, немецких и русских операх, В 1924 Ю. была поручена заглавная партия в лучшей опере чешского композитора Леоша Яначека "Енуфа". Вспоминая свои берлинские гастроли, знаменитый итальянский тенор Беньямино Джильи из всех партнеров, певших с ним тогда, называет только Ю., с которой он выступал в "Богеме" Дж.Пуччини. В 1925 Ю. проводила свой отпуск в Швейцарии и погибла по время экскурсии в горах - попала под внезапно обрушившийся обвал. --- Граммофонные записи Ю. немногочисленны, но в полной мере подтверждают ее высокую артистическую репутацию. На рубеже 1924-25 ее голос записывали авторитетные граммофоннные производства "Homocord", "Parlophon", "Polydor", сотрудничавшие с видными артистами Германии.Ю. записаны арии из опер К.Глюка, В.Моцарта, Пуччини, Яначека, Римского-Корсакова, П.Чайковского. Ее голос лирическое сопрано светлого, "элегического" тембра. Необычайно естественны, органичны и благородны в своей простоте и вокальная, и музыкальная стороны интерпретаций. Возвышенная классическая ясность - Ифигения ("Ифигения в Тавриде" Глюка), чистота и гармония - моцартовская Памина ("Волшебная флейта"), поэтичная Снегурочка в одноименной опере Римского-Корсакова - вот некоторые из них. В 1970-х австрийское производство грампластинок "Preiser", специализирующееся на реконструкции записей выдающихся певцов прошлых лет, выпустило пластинку, включавшую почти все немногочисленные записи Ю. (кроме русских арий). Практически все записи Ю. в виде копий хранятся в фонде фирмы "Мелодия". --- Лит.: Kutsch J., Riemens L. Unvergangliche Stimmen. Sangerlexicon. Bern-Munchen, 1975. --- П.Н. ---
|