[ ЯВЛЕНСКИЙ Алексей Георгиевич ] (1864, близ Торжка, Тверской губ. - 15.3.1941, Висбаден, Германия) - художник. Из дворянской семьи. Ранние годы провел в Белоруссии, в имении отца, Воспитывался с 1874 во 2-м кадетском корпусе в Москве. В 1885-87 учился в Александровском военном училище. По окончании его служил в 7-м гренадерском полку, с 1890 - в Кронштадтском крепостном пехотном батальоне; последний воинский чин штабс-капитан. В 1896 вышел в отставку, отказавшись от военной карьеры. --- Интерес к живописи возник у Я. в 1880: он часто посещал выставки и музеи, в особенности Третьяковскую галерею. В 1890 поступил в Академию художеств, в класс И.Репина. Познакомился там с М.Веревкиной; неудовлетворенный академической системой преподавания, с 1893 работал в ее мастерской. Вместе с ней учился в 1896-98 в "немецких Афинах" Мюнхене, в школе А.Ашбе. В 1897 посетил Венецию. Увлеченно писал натюрморты и пейзажи, добиваясь цветовой гармонии, в основном используя темные тона. После пребывания в 1905 во Франции пейзажи Я. стали превращаться в цветовые композиции; "цвета горят, - писал он, - передавая жар души". 10 работ Я, (пейзажи Бретани) были представлены в 1906 на Осеннем салоне в Париже, на выставке русского искусства, организованной С.Дягилевым. О своих произведениях сам Я. писал в это время: "Мое искусство небольшое, наверное, но оно искреннее, нервное и красивое". Во Франции Я. посещал мастерскую А.Матисса, был дружен с Э.Веркаде, последователем П.Гогена, который познакомил его с произведениями группы "Наби". Вернувшись в Германию, жил и работал в Мурнау, близ Мюнхена, где переосмысливал французские впечатления и делился новыми идеями с М.Веревкиной, В .Кандинским (который позднее называл Я. своим учителем), Г.Мюнтер. Вместе с Кандинским играл ведущую роль в создании "Нового художественного общества - Мюнхен", организовавшего в 1909-12 три интернациональные выставки современного искусства; вицепрезидент общества, с 1911 - президент. В 1911 создал серию "голов", заполняя почти квадратные по формату холсты изображением лиц, фокусируя зрительское внимание на выражении их глаз: считал, что в головах нашел, наконец, свою форму и цветовое решение, стремясь к синтезу своих впечатлений и ощущений. "Я выкидываю все частности, все детали, - писал Я., - чтобы как можно яснее выразить суть моей задачи. И если я утрирую и формирую, то только для того, чтобы подчеркнуть каждый раз главный мотив моей эмоции". Участник выставок объединения "Буря" (Берлин, 1912), входил в объединение "Голубой всадник". Персональные выставки Я. состоялись в Бремене (1911) и Мюнхене (1912 и 1913). В России картины Я. экспонировались на выставках нового общества художников (1905), "Союза русских художников" (1906, 1907), "Мира искусства" (1906), "Венок-Стефаног" (1909), "Бубновый валет" (1910-11) и др. Последний раз был в России в 1914. --- В связи с началом 1 -и мировой войны Я. переехал в Швейцарию, в селение Сант-Пре (кантон Во), где в крошечной мастерской с одним окном написал около 100 пейзажных вариаций, получая, по его словам, "вдохновенье от состояния в природе и моей собственной души". Переехав в 1917 в Цюрих, в 1918-в Аском, а затем в 1921 в Висбаден, продолжал создавать серии с изображением лиц в различных вариациях: серии "мистических" и "святых" голов, в основном, женских, где появился новый религиозный оттенок звучания; серия "медитация" ("Терновый венец", 1918: "Молитва", 1922; "Поэзия утра", 1930; "Аврора", 1931). В дальнейшем написал ряд "абстрактных голов", отличавшихся чистотой форм, геометрической ясностью и точностью. В 1922, после разрыва с Веревкиной, женился на Е.Незнакомовой: их сын - А.Незнакомов-Явленский, также стал художником. --- В 1924 вместе с П.Клее, Л.Фейнингером и Кандинским вошел в группу "Четверо синих"; выставки группы, организованные Эммой Шеер, проводились в различных городах Германии (с 1920) и США (1936-43), Среди работ 30-х - "Мечтание" (1934), "Тибетский пророк" (1936), "Христос воскрес" (1937). После прихода в Германии к власти нацистов произведения Я. были там отнесены к "дегенеративному искусству" и запрещены. В последние годы жизни Я. тяжело болел (болезнь суставов), но продолжал писать небольшие по формату картины с "магическим звучанием" красок. Мемориальные выставки Я. состоялись после войны в Европе и США. --- Лит.: Alexey Jawlensky. Catalogue. Locarno. 1989; Jawlensky M., Jawlensky L., Jawlensky A. Alexey von Jawlensky: Catalogue Raisonne of the Oil Paintings, vol. 1-2. Munchen, 1991-92; Соколовский В. Алексей Явленский // Творчество, 1991, №8. --- Н. Автономова ---
|