[ АЛДАНОВ ] (наст. фам. Ландау) Марк Александрович (26.10.1886, Киев - 25.2.1957, Ницца, Франция) - писатель, философ, химик. Сын предпринимателя-сахарозаводчика. В 1905 окончил классическую гимназию в Киеве, овладев, помимо древнегреческого и латинского языков, немецким, французским и английским. В детские годы проводил лето в деревне Иванково Волынской губернии, где находился один из сахарных заводов отца, с 17 лет - за границей. В 1905-10 продолжал образование в Киевском университете, одновременно на двух факультетах юридическом и физико-математическом; после совместной работы в Париже с профессором В. Анри специализировался по физической химии. Первая статья - "Законы распределения вещества между двумя растворителями" опубликована в 1912 в киевских "Университетских известиях", последующие научные работы - в петербургском "Журнале Русского физико-химического общества", в парижском "Comptes rendus de l'Academie des Sciences" и берлинском "Zeitschrift fur physikalische Chemie". В Париже на французском языке изданы книги: "Лучевая химия" (1937) и "О возможностях новых концепций в химии" (1951). Встречался в разное время с Л. де Бройлем, П.Ланжевеном, А.Эйнштейном, Р.Оппенгеймером. Вместе с тем в круг его интересов всегда входили гуманитарные дисциплины, литература и искусство. В 1923 окончил в Париже Высшую школу социальных и политических наук. Как вспоминал Л.Сабанеев, "во всем он был не поверхностно, не с налету, а глубоко и тщательно осведомлен. Я думаю, что другого русского писателя с такой эрудицией в стольких областях совершенно разных и не существовало... Не зря он говорил, что треть своей жизни просидел в библиотеках и за чтением книг"; при этом его отличала "известная научность мыслей и даже чувств". Абсолютную достоверность героев и ситуаций в художественных произведениях А. на исторические темы отмечал историк А.Кизеветтер. --- В Париже накануне 1-й мировой войны А. приступил к написанию книги "Толстой и Роллан" (т. 1. Пг" 1915; рукопись 2-го тома пропала в 1918). Переиздал ее позднее (без раздела о Роллане) под названием "Загадка Толстого" (Берлин, 1923). В ней вполне проявились особенности творческой манеры А.: свобода стиля, широкий охват фактов, непринужденно-изящное владение словом. Мировоззрение А. формировалось в условиях предвоенного периода, характеризуя который он писал: "Люди моего поколения хорошо помнят ту волну гуманитарного идеализма, которая заливала Европу в последнее десятилетие перед войной. Вероятно, для демократической идеи это было, на протяжении всей истории мира, самое благоприятное время". Застигнутый войной в Париже, возвратился в Россию кружным путем, побывав "в трех главных государствах противогерманской коалиции и в двух нейтральных странах". В Петрограде включился в разработку способов защиты столицы от предполагаемых газовых атак. Входил в партию народных социалистов. Познакомился с ветеранами народнического движения В.Фигнер, Г.Лопатиным, Н.Чайковским; с лидерами главных политических партий, в частности, с П.Милюковым; общение с ними оказало влияние на литературное творчество А. и его публицистику. --- В 1918 в Петрограде вышла книга А. "Армагеддон", состоявшая из написанного в 1914 диалога "Дракон" и заметок на темы дня "Колесница Джатериатха". В 1-й части А. отстаивал "оборончество", отвергая шовинизм; 2-я отклик на Октябрьскую революцию, размышления о ее перспективах. Тираж "Армагеддона" был конфискован и по-видимому уничтожен. С этого времени главной темой творчества А. становится революция во всех ее вариантах - от общенародной до заговорщической, от бунта до дворцового переворота. Как философа и свидетеля революционных событий в России его глубоко интересовала "загадка" русской революции. Сознавая грандиозность происходивших на его глазах общественных катаклизмов, А.-гуманист не мог принять режим, опиравшийся на насилие и претендовавший на абсолютную власть над умами и душами людей. Неприятие А. большевизма вытекало также из его убеждения в том, что перевороты, подобные октябрьскому, не являются исторически неизбежными: "Любая шайка может, при случайно благоприятной обстановке, захватить государственную власть и годами ее удерживать при помощи террора, без всякой идеи, с очень небольшой численно опорой в народных массах; позднее профессора подыскивают этому глубокие социологические основания". --- В 1918 А. уехал вместе с первым председателем Временного правительства Г.Львовым в Одессу. В качестве секретаря делегации Союза возрождения вел осенью 1918 переговоры в столицах западных европейских государств о военной и финансовой помощи в борьбе против большевиков. В марте 1919 эмигрировал, в апреле приехал в Париж. В 1922-24 жид- в Берлине, здесь женился на своей двоюродной сестре Т.Зайцевой. Первая книга в эмиграции - "Ленин" (Париж, 1919, на франц. яз., затем еще 4 издания; переводы: Берлин и Милан, 1920: Нью-Йорк, 1922). Ее продолжением явились книги: "Две революции: революция французская и революция русская" (на франц. яз. - Париж, 1921; на итал. яз. Рим, 1921) и "Огонь и дым" (на рус. яз. Париж, 1922). Выраженное здесь отношение к Ленину оставалось у А. и дальше неизменным; в 1957 он писал: "...Я его ненавижу, как ненавидел всю жизнь... Того же, что он был выдающийся человек, никогда не отрицал". --- Имя А.-прозаика открыла читателю опубликованная в 1921 в "Современных записках" повесть о последних днях жизни Наполеона "Святая Елена, маленький остров" (отд. изд. Берлин, 1923; 1926); затем она стала завершающей частью тетралогии "Мыслитель" (романы "Девятое Термидора", 1923; "Чертов мост", 1925; "Заговор", 1927). В "Современных записках" печатались и романы А., составившие эпопею о революционных событиях XX в. в России, но без изображения реальных исторических лиц: "Ключ" (1928-29; отд. изд. 1930), "Бегство" (1930-31; отд. изд. 1932), "Пещера" (1932-34; отд. изд.т. 1, 1934; т. 2, 1936). --- Панораму переломных событий истории за 200 лет составили написанные в разное время повести "Пуншевая водка" (1938) - о восшествии на престол Екатерины II, "Могила Воина" (1939) - о Байроне и его таинственной смерти и "Десятая симфония" (1931) - об Александре 1, Венском конгрессе и Бетховене; романы "Повесть о смерти" (на рус. яз. посмертно Франкфурт-на-Майне, 1969; на англ. яз. 1952) - о революции 1848 и Бальзаке: "Истоки" (1950) - о жизни русского общества 1870-80-х и убийстве Александра II - мировой, по словам А., трагедии, исключившей возможность мирного развития России; "Самоубийство" (посмертно в 1958)-о событиях 1903-24, главным действующим лицом романа, наряду с Б.Муссолини, А.Эйнштейном, С.Морозовым, И.Сталиным, выступал В.Ленин; "Начало конца" (т. 1, 1938, на рус. яз.; т. 2, 1943, на англ. яз., перевод - Октябрь, 1993, № 7-8, 11-12 - о 1937 годе и войне в Испании; роман стал в США "книгой месяца". В романе "Живи как хочешь" (1952) история смыкается с современностью: генералы французской революции выступают на фоне Организации Объединенных Наций. --- Литературным кумиром А. был Л.Толстой, преклонение перед ним лежало в основе дружбы А. с И.Буниным, которий несколько раз выдвигал А. на Нобелевскую премию. В октябре 1945 Бунин писал А.: "Недавно перечитал (уж, верно в третий или четвертый раз) "Могилу Воина". До чего хорошо!" Историко-философская концепция А., воплощенная в его художественных произведениях, восходит отчасти к Толстому и Декарту; А. изложил ее в книге "Ульмская ночь. Философия случая" (Нью-Йорк, 1953), противопоставлял идее исторической закономерности (предопределенности) тезис о "миллионе случайностей, образующих независимые друг от друга "цепи причинности". Этой философией обусловлен как скептицизм А, (его сравнивали с А.Франсом), так и внимание - в традиции Толстого не только к "великим", но и к рядовым участникам и нередко жертвам больших событий истории, войн и революций; в отношении А. к этим вымышленным персонажам совмещаются сочувствие и ирония. По определению историка М.Карповича, А. - "гуманист, не верящий в прогресс". Вместе с тем он следовал нравственному принципу: "Зная, что мир лежит во зле", "в меру отпущенных тебе сил способствовать осуществлению в мире простейших, бесспорнейших правил добра"; этим стремлением было продиктовано и вступление А. в масонскую ложу. Наивысшее достижение А.-художника роман "Истоки". Менее удачны ра- боты А. для театра и кино. --- Кроме "Современных записок", А. печатался в газетах "Дни" (1922-28; заведовал отделом литературы), "Сегодня" (1927-40), где опубликовал цикл статей о революциях 1917 и последующих событиях в России; в журналах "Числа", "Иллюстрированная Россия", "Русские записки". Приобрел популярность среди широкого читателя портретами современных политических деятелей (Черчилля, Клемансо, Ллойд-Джорджа, Блюма, Пилсудского, Бриана, Ратенау, Тардье, Ганди и др.), которые перепечатывались газетами всего мира и вошли в книги: "Современники" (Берлин, 1928), "Портреты" (кн. 1. Берлин, 1931; кн. 2. Париж, 1936), "Юность Павла Строганова и другие характеристики" (Белград, 1935), "Земля, люди" (Берлин, 1932). Некоторые критики {В.Ходасевич, М.Слоним, В.Яновский) считали, что А. сильнее как публицист, чем как романист, многие предпочитали романам его прозу "малых форм", например, историко-биографические очерки из эпохи декабризма ("Ольга Жеребцова", "Сперанский и декабристы", "Адам Чарторыйский в России", "Поездка Новосильцева", "Коринна в России" и др.), Особое место в публицистике А. занимают портреты деятелей большевизма: верные наблюдения соседствуют здесь с поверхностными. О Сталине (1928) он писал, что тот "залит кровью так густо, как никто другой из ныне живущих людей, за исключением Троцкого и Зиновьева"; признавал за ним "свойство редкой силы воли и бесстрашия", но утверждал, что "для Сталина не только чужая жизнь копейка, но и его собственная" (Сталина периода "экспроприаций" на Кавказе А. изобразил также в романе "Самоубийство"). У Троцкого, по мнению А" "идей никогда не было и не будет... Его нынешняя оппозиционная критика - общие места эмигрантской печати". Он "великий артист для невзыскательной галерки". Позже А. напишет очерк "Убийство Троцкого". --- Проницательнее оказался А. в суждениях о А.Гитлере (1932), которого, как отмечал он, очень почитали иные русские эмигранты: это "очень неглупый человек", "влюбленный в себя, злой, мстительный и беспредельно честолюбивый", "он ненавидит евреев, социалистов и Францию, ...считает русский народ низшей расой, вдобавок обреченной на гибель", но он, "как это ни печально, делает историю, ...за Гитлером теперь идут миллионы людей, и не сегодня-завтра он, чего доброго, подожжет мир" (крушение гитлеровской Германии - тема рассказа "Астролог", 1947). --- В июне 1940, после капитуляции Франции, А. уехал в Ниццу и оттуда в Нью-Йорк. Заняв Париж, нацисты захватили и вывезли его библиотеку и архив. В 1942 вместе с М.Цетлиным стал основателем нью-йоркского "Нового журнала" (ред. № 1-4) - наследника "Современных записок"; привлек к сотрудничеству в "Новом журнале" и в газете "Новое русское слово" Бунина. В 1947 вернулся в Ниццу; жил попеременно во Франции и в США. В июле 1956 участвовал в заседаниях 28-го конгресса Международного Пенклуба в Лондоне, Умер скоропостижно, спустя 4 месяца после празднования 70-летия. Книги А. переведены на 24 языка. --- Соч.: Собр. соч., т. 1-6. М., 1991-93; Письма М.А.Алданова к И.А. и В.Н.Буниным // НЖ, 1965, № 80, 81; Мыслитель, т. 1-2. М., 1989; Из переписки М.А.Алданова и Е.Д.Кусковой // Евреи в культуре рус. зарубежья, вып. 1, 2. Иерусалим, 1992-93. --- Лит.: Ledre Charles. Trois romanciers russes. Paris, 1935; Карпович М. Алданов в истории // НЖ, 1956, № 47; Ульянов Н. Алданов-эссеист // НЖ, I960, № 62; Lee Nicolas С. The Novels of M.A.AIdanov. The Hague, Paris, 1969; Grabowska Y. The Problem of Historical Destiny in the Works of M.A.AIdanov. Toronto, 1969. --- А. Романенко ---
|