МЕЧ и ТРОСТЬ
26 Фев, 2024 г. - 18:11HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Апостасия
· МП в картинках
· Царский путь
· Белое Дело
· Дни нашей жизни
· Русская защита
· Литстраница

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год
· КОЛЕМАН: Тайны мирового правительства

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    КОВАЛЕВСКИЙ Максим Евграфович    (1903, Петербург - 1988, Франция) - математик, церковный и музыкальный деятель, регент, композитор. Происходил из известной в истории русской культуры дворянской семьи, младший брат П.Ковалевского.К. получил образование в петербургском Пажеском корпусе и во французских университетах, музыкой занимался с детства у разных педагогов, в том числе в Париже у Нади Буланже. --- В эмиграции проживал в Париже, Председатель Русского музыкального общества во Франции, автор многочисленных статей о музыке в русской зарубежной периодике, исследований о древнем пении Восточной и Западной христианских церквей. В конце 1920-х 1930-х занимался организацией в Париже франкоязычного православного богослужения совместно с младшим братом Евграфом Евграфовичем - церковным деятелем, иконописцем, членом парижского общества "Икона", регентом.К. - один из учредителей и членов Православного Братства им. Св. патриарха фотия при Трехсвятительском Подворье в Париже (вместе с В.Лосским, Л.Успенским и др.), которое ставило своей целью раскрытие сущности православия в западных странах. В храме Братства, освященном во имя Богородицы Всех Скорбящих Радости и Св.Женевьевы - древней галльской святой, покровительницы Парижа, К. исполнял обязанности регента. При нем в певческий обиход храма были введены древние григорианские (Западной церкви) песнопения, в знак братства христианских церквей литургия раз в неделю служилась по-французски, В 1950-1960-е это начинание было продолжено организацией самостоятельного (не входящего в юрисдикцию ни одной из канонических христианских церквей) православного прихода под названием L'Eglise Catholique Orthodoxe de France, возглавляемого епископом Жаном де Сен-Дени (под этим именем принял монашество Евграф К. - в честь Св.Дионисия Ареопагита). Одновременно был образован Институт православной теологии Дионисия Ареопагита, в котором К. преподавал историю церковного искусства и сравнительную литургику. В храме Св.Иринея, принадлежащем общине, был создан хор, возглавлявшийся К. и французской исследовательницей древнего пения и дирижером А.М.Дешамп. Этим коллективом осуществлено несколько записей на пластинки, в том числе литургической оратории К. "Три дня Страстей Христовых" (на франц. яз. - так ведутся все службы в храме Св.Иринея). По замыслу автора в оратории использованы традиционные мелодические элементы (полевки) славянских, греческих и григорианских церковных песнопений. Тот же "экуменический" принцип принят и в храмовых богослужениях, хотя в остальном община опирается на православную традицию: ни инструментов, ни просто чтения вместо литургического речитатива не допускается. Ныне во Франции существует несколько десятков общин, принадлежащих к L'Eglise Catholique Orthodoxe. --- Опыт братьев Ковалевских способствовал распространению православных песнопений в западной, в частности, французской католической, среде. --- М. Рахманова ---

    КОВАЛЕВСКИЙ Петр Евграфович    (16.12.1901, Петербург - 4.5.1978, Париж) - историк, библиограф. Сын Е.П.Ковалевского, члена ученого комитета министерства народного просвещения, председателя комиссии по народному образованию Государственной думы. Среднее образование получил в училище при Реформатских церквах в Петербурге по классическому греколатинскому отделению. В селе Ютановка Воронежской губернии началась его церковная работа: прислуживание, пение и чтение в церквах. Участвовал в 1918в Петрограде в устройстве встречи патриарха Тихона. Различные послушания исполнял в Харькове в Покровском монастыре (1918-19), в Спасской церкви в Симферополе и на Андреевском подворье в Константинополе (1919-20). --- В феврале 1920 вместе с родителями эмигрировал во Францию. В июле 1920 выдержал экзамен в Комиссии при бывшем Российском посольстве, утвержденный французским министерством народного просвещения и получил аттестат зрелости. В октябре того же года поступил на историко-филологический факультет Парижского университета. Прослушал курсы французского и древних языков, затем на отделении новых языков - курсы русской литературы и русского языка (у профессора Э.Ольмана), русской народной поэзии (у профессора Н.Кульмана), истории христианства в России (у профессора А.Картошево), истории французского языка. Средства на жизнь давало репетиторство. В июле 1922 получил диплом Парижского университета и по рекомендации Русской академической группы был оставлен на кафедре русского языка и словесности. Кроме историко-филологического факультета, слушал лекции и работал отдельно с профессорами Русского юридического факультета при Парижском университете. Был слушателем русских высших педагогических курсов и русских богословских курсов в Париже. --- В 1924-25 писал докторскую диссертацию. Одновременно учился в Школе восточных языков. 30.1.1926 защитил диссертацию на степень доктора историко-филологических наук "Лесков, недооцененный бытописатель русской жизни" (опубл. в 1925). Преподавал латинский язык в только что основанном Православном Богословском институте в Париже, на Высших женских богословских курсах. С сентября 1926 по 1941 служил преподавателем русского языка, литературы, истории и географии России во французском государственном лицее "Michelet"; за 10 лет работы в 1936 получил похвальный лист от Парижского учебного округа. Осенью 1930 К. пригласили для чтения лекций по русской литературе на Русском историко-филологическом факультете при Парижском университете, ав 1934 -в славянский институт Женевского университета для прочтения лекций о Лескове и Мельникове-Печерском. Начиная с 1935 по приглашению профессорских объединений читал лекции пофранцузски в Ажене, Бордо, Гавре, Дижоне, Лионе и Меце. --- Наряду с преподавательской деятельностью, К. вел большую церковную, просветительную и общественную работу. С февраля 1920 принял на себя заведывание прислуживающими при Ниццских церквах, а в мае того же года был привлечен о.Иоаковом Смирновым к устройству прислуживания при Александро-Невском храме в Париже. 5.10.1921 по поручению архиепископа Волынского Евлогия принял на себя заботы по образованию архиерейского штата прислуживающих, устройству архиерейских служб и заведыванию церковной молодежью; был посвящен в иподиаконы. В 1921 он возглавил и все последующие 50 лет руководил работой первого православного Братства, основанного в Париже - Братства Св.Александра Невского, целью которого являлось привлечение зарубежной молодежи к работе в церкви, прислуживанию, пению и чтению в храмах и помощи разъездному духовенству. --- Юношеские кружки и объединения за рубежом постоянно находились в поле его зрения.К. являлся членом краевого просветительного комитета при Союзе соколов, ав 1946краевым воспитателем, членом попечительского комитета организации витязей. Он читал для соколов и витязей лекции по литературе, истории, россиеведению: очерк истории сокольства и его деятельности за рубежом изложил в юбилейном издании "Русский сокол", вышедшем под его руководством. С 1930 К. посещал летние лагеря. По его инициативе создалось объединение организаторов лагерей молодежи для обсуждения общих нужд и координации просветительной работы. Председательствовал на съезде русских юношеских организаций в августе 1936 вЛа Напуль, на юге Франции. В качестве секретаря организационного комитета принимал ближайшее участие в устройстве в Париже "Дней русской культуры для юношества и детей". --- К. всемерно способствовал организации студенческого дела в Париже. С 1922 стал инициатором создания христианских и православных студенческих кружков, объединившихся в Русское студенческое христианское движение (РСХД). В 1924 и 1925 был делегатом от Франции на съездах движения в Праге, С 1924 по 1939 состоял председателем Национального студенческого союза во Франции. В 1929 студенческие организации в Париже объединились в Федерацию студенческих организаций, председателем которой был избран К. Кроме того, он был представителем Объединения русских эмигрантских студенческих организаций (ОРЭСО) на различных международных съездах и собраниях. С 1924 принимал участие в работе Центрального комитета по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей (Федоровский комитет) вначале как его член, а с 1926 по 1930 как его генеральный секретарь. --- С июля 1925 К. состоял членом, а с марта 1933 - секретарем Русского эмигрантского комитета, объединявшего свыше 300 русских организаций во Франции: был генеральным секретарем Союза русских педагогов. --- В годы 2-й мировой войны К. оставался в Париже, не прерывал чтения лекций в Православном Богословском институте. Продолжал начатую еще в 1934 работу по пересмотру курса русской истории с учетом данных истории языка, литературы, искусств, археологии, соотнесения отдельных этапов истории России с событиями, происходившими на Западе. Весной 1939 первая часть его работы под названием "Исторический путь России" была отпечатана на ротаторе и разослана всем специалистам по русской истории. Вторая часть, представляющая собой библиографию, которая составлялась летом 1944 в промежутках между воздушными тревогами и бомбардировками. После войны книга была доработана и переиздана (всего с 1939 по 1949 вышло 5 изданий). К. завершил изложение истории России событиями гражданской войны, отметив, что становление СССР представляет собой еще не законченный исторический период. Что касается зарубежной России, то она, по мнению автора, является продолжением предреволюционного этапа русской истории и может рассматриваться как его завершение. В основе эволюции России, считал К., лежит борьба исконной самобытности с западничеством, поскольку Россия издревле находилась на рубеже двух миров и двух миропониманий, которые она синтезировала. Крен же в сторону чисто западной государственности и церковности или к национальной обособленности всегда приводил Россию к уклонению от исторического пути. В противовес евразийцам автор подчеркивал, что Россия всегда была страной озерно-речной и лесной, а не степной, и степь была для нее разорителем, распространение же на Восток - "народным и стихийным". В этой схеме автор сыскал место и эмиграции: культурное распространение России после объединения при Екатерине II пошло в XIX в. через литературу, в XX в. - через искусство и, наконец, через рассеяние. --- В годы войны К. не прекращал и экуменическую деятельность, сосредоточившись на пропаганде религиозной терпимости; в декабре 1943 выступил за участие православных в "Неделе молитвы об единстве христианского мира", К. подготовил первое собрание с участием католиков и протестантов. В 1944 был избран генеральным секретарем Общеправославного комитета по экуменической работе. Установив по заданию митрополита Евлогия связь с Центральным комитетом "Недели молитвы" в Лионе (глава - аббат П.Кутюрье), К. в течение многих лет оставался официальным представителем православных в этой организации. В 1947 он стал одним из инициаторов встреч между православными и католическими богословами. --- После окончания войны по предложению издателя Г.Пайо К. написал университетский "Курс русской истории", который вышел в 1948и был принят как руководство во многих высших школах Западной Европы; за этот труд К. было присвоено звание лауреата французской Академии моральных и политических наук.К. читал лекции по русской духовной культуре на вечерних курсах при Богословском институте (1947-48) и в Центре изучения цивилизации и духовной жизни народов (1949, на франц. яз.); по агиологии и истории русской церкви на Высших женских богословских курсах в Париже (1950-51) ив Православном институте Св.Дионисия (на франц. яз.). В 1966 стал деканом Православного института.К. приглашали университетские центры не только Франции, но и Бельгии, Германии, Вместе с профессором Католического института И.В.Пузино он основал в 1953 Парижский научный институт. В 1962 К. возглавил Русскую академическую группу в Париже. --- К. продолжал активно печататься. Им были опубликованы: "Краткая история русского рассеяния и его культурной роли" (1951, на франц. яз.); "Краткая история рода Ковалевских" (1951-54, на рус. и франц. яз.): "Культурный и исторический атлас России и славянских стран" (1961, на франц. и нем, яз.); "История Церкви. (Общая и русская)" (1958, на рус, яз.); "Св.Сергий и религиозная жизнь русского народа" (1958, 1969, на франц. яз.: 1962, на испан. яз.); работа по истории православного монашества (Лозанна, 1969). С 1954 являлся постоянным сотрудником католического журнала "Иреникон", в котором вел отдел библиографии исторических трудов: работал в газете и журнале "Возрождение", газете "Русская мысль", в "Церковном вестнике" и др. Им были опубликованы серия статей о православных святынях Франции, ряд очерков по сравнительному богословию, по истории русского зарубежья и пр, --- Обострившееся давнее заболевание (туберкулез позвоночника) заставило К. в 1961-67 прекратить всякую работу. Лишь с 1968 он начал читать в Кёнигштейне (Германия) лекции на ежегодных двухнедельных курсах для студентов и преподавателей русского языка. В 1970 ему поручили лекции во французском университетском Центре восточных языков (быв. Школе восточных языков) для дипломников и докторантов. --- Много труда приложил К. для сохранения культурного наследия русского зарубежья. С начала 1960 входил в качестве генерального секретаря в комиссию по сбору материалов для "Золотой книги" русского зарубежья, возглавлявшуюся Д.Рябушинским. До своей болезни К. успел выпустить первую часть работы, озаглавленную "Наши достижения, роль русской эмиграции в мировой науке" (два изд. в Мюнхене, 1960-61). В 1962 был основан Комитет по изданию книги, во главе которого после смерти Рябушинского и обострившейся болезни К. встал князь Н.Трубецкой. Позднее К. выпустил в Париже всеобъемлющий труд об эмиграции, ставший итогом многолетней работы - "Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека. 1920-1970" (1971; в 1973 вышел доп. вып., дораб, и испр.). --- В 1968 К. стал председателем Общества охранения русских культурных ценностей, основанного Д.Рябушинским. Как товарищ председателя парижского Союза русских писателей и журналистов поддерживал тесные связи с литераторами-эмигрантами. На протяжении многих десятилетий напряженная самоотверженная работа К. была подчинена высоким целям - сохранению творческого потенциала эмиграции, преемственности исторического знания, культурных и национальных традиций в среде русского зарубежья. По словам З.Шаховской, не было "ни одного доброго начинания русской эмиграции с начала 20-х годов", в котором бы К. не принимал самого активного участия. --- Лит.: 70 лет П.Е.Ковалевского. Биобиблиография. Париж, 1972; Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе.М., 1992. --- З. Бочарова ---

    КОГБЕТЛЯНЦ Эрванд Геворгиевич    (16.2.1888, Нахичевань-на-Дону - ?) - математик и геофизик. Родился в семье купца Геворга Мельконяновича К. и Егинэ Аковбян, Родители были армяно-григорианского вероисповедания. Окончив в 1906 с серебряной медалью гимназию в Ростове-на-Дону, К. поступил на математическое отделение факультета наук Парижского университета. Однако через год подал заявление о зачислении его в Московский университет. Видимо, жизнь в Париже оказалась тяжелой нагрузкой для семейного бюджета, а в Москве у К. была возможность жить у тети, Евгении Яковлевны Сагировой (урожд. Хлытчиевой). Осенью 1907 К. был принят на математическое отделение физикоматематического факультета Московского университета, где его учителями были известные профессора Д.Егоров, Н.Жуковский. В 1911 получил золотую медаль за конкурсное сочинение, а в мае 1912 закончил университет с дипломом 1-й степени: был оставлен для подготовки к профессорской деятельности. Первая его статья по теории тригонометрических рядов появилась в 1913 в "Сообщениях Харьковского математического общества", ас 1916 его работы публиковались во французских и др. иностранных журналах, С 1915 К. стал работать в Московском университете в должности приватдоцента. --- После революции 1917 снижение уровня жизни в Москве заставило многих преподавателей искать заработок в других городах, К. уехал в Екатеринодар. В 1920 переехал в Армению, работал в должности профессора Ереванского университета. --- В 1921 перебрался в Париж, где начал преподавать высшую математику на курсах, организованных Русским народным университетом, и одновременно занимался наукой. Он стал учеником крупного французского математика Э.Бореля: в 1923 получил степень доктора наук в Парижском университете. Продолжал заниматься теорией рядов, а в начале 1930-х и геофизикой. В 1926-27 получил патент на изобретенный им гравиметр. --- В 1933 К. покинул Париж и уехал в Иран, где пять лет работал в должности профессора Тегеранского университета. В 1939 был награжден иранским орденом "За заслуги в науках". Затем снова возвратился в Париж, работал в Национальном центре научных исследований. Не порывая до 1948 связей с этим Центром, он в 1942 переехал в США и два года преподавал математику в должности инструктора (ассистента) в университете города Бетлехем (шт. Пенсильвания). В 1944-54 К. состоял в должности профессора Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке, одновременно до 1967 являлся профессором Свободной школы. В 1945-46 работал консультантом по геофизике в "Standart Oil Company", с 1946 по 1953 - лектором Колумбийского университета в Нью-Йорке. --- К. вел интенсивную научную работу, занимался вопросами программирования, проводил с помощью ЭВМ исследования по расходящимся рядам. В 1962 во французском журнале вышла его статья "Чтобы стать отличным программистом, надо сначала стать хорошим математиком". --- Результаты своих исследований К. докладывал на различных конгрессах и конференциях. В 1932 он выступил с докладом о сходимости и суммируемости разложений в ряды по полиномам Эрмита и Лагерра на международном конгрессе математиков в Цюрихе, На конгрессе математиков в Осло, состоявшемся в 1936, сделал доклад по проблеме математической теории гравиметрии. Участвовал он и в международном конгрессе математиков в Амстердаме в 1954, --- В 1968 К. вышел на пенсию и снова уехал в Париж. Сведений о его дальнейшей жизни выявить не удалось. Последняя известная статья К. вышла во французском журнале в 1969, --- Лит.: Poggendorff J.C. Biographisch-literarisches Handworterbuch, bd. 5, 6. --- Арх.: ЦИАМ.ф.418, оп. 321, № 863; он. 416, №54. --- Н. Ермолаева ---

    КОМИССАРЖЕВСКИЙ Федор Федорович    (23.5.1882, Венеция- 16.4.1954, Дариен, шт. Коннектикут, США) - режиссер. Вырос в театральной семье. Отец - оперный певец Ф.П.Комиссаржевский, старшая сестра - прославленная актриса Вера Комиссаржевская. По образованию К. - архитектор, учился в Петербургском университете, а также в Германии. При создании театра В.Комиссаржевской (1903) вошел в число пайщиков. Возглавил постановочную часть театра в сезон 1906/7, когда там работал В.Мейерхольд. В конфликте между В.Комиссаржевской и Мейерхольдом принял сторону сестры. В кругах русского театрального эстетизма 10-х К. был авторитетной фигурой, критики неизменно называли его вслед за Мейерхольдом. Репутация "вечно второго" тяготила К., этим во многом объясняется его критика теории и практики Мейерхольда (при том, что К. не был склонен к агрессивной полемике). К. были чужды эстетические крайности, он пытался примирить подчас непримиримое в рамках широкого понимания театра как "праздника всех искусств", ассимилируя разнообразный театральный опыт. Выступал с идеями философского романтизма ("Театральные прелюдии". М,, 1916). Проявлял интерес к искусству Художественного театра. Написал по поводу едва только складывавшейся системы Станиславского сочувственную, хотя и легкомысленную книгу "Творчество актера и теория Станиславского" (Пг., 1915, 2-е изд. 1917). Правда, Станиславский книгу не принял, его привела в ярость упрощенность суждений автора. --- Первая самостоятельная режиссерская работа К. - спектакль "Бесовское действо над некиим мужем, а также смерть грешника и смерть праведника, сие есть прение Живота со Смертью" А.Ремизова (1907). Спектакль провалился, автора освистали, не обращая внимания на режиссера, который нащупал здесь один из устойчивых мотивов своего творчества - мотив народного примитива как предмет стилизующих усилий высокого искусства. В 1908 К. поставил модернистские новинки "У врат царства" К.Гамсуна, "флорентийскую трагедию" О.Уайльда, "Черные маски" Л.Андреева, в 1909 - актуализированные символистами "Праматерь" Ф.Грильпарцера и "Юдифь" Ф.Геббеля. Одновременно внес вклад в становление русского театра малых форм (театральное кабаре), организовав в 1^09 вместе с Н.Евреиновым из части труппы "Веселый театр для пожилых детей". Основой пародийного репертуара стали сочинения Козьмы Пруткова "Черепослов, сиречь Френолог", "Фантазио", "Спор древних греческих философов об изящном". В 1910 К. переехал в Москву и поступил в антрепризу Незлобина. К этому времени репертуарные пристрастия К. меняются, теперь его увлекает классика.К. пытался переосмыслить свои прежние приемы применительно к задачам "большого стиля". Его высшим достижением стала первая в России полная постановка 1-й части "фауста" Гёте (1912), в которой образы Гёте, утратив классическую невинность, приобрели модернистскую искушенность. В описании В.Сахновского, Мефистофель из спектакля К. "прижимался своим холодным профилем к пламенно горящему лбу Фауста, словно выползшая из его раздумий, словно частица его существования, нетленная, вечная разлагающая чувство и мир и спокойную целостность всего, субстанция". В пьесах "Мещанин-дворянин" (1911) и "Лекарь поневоле" (Малый театр, 1913) К. привлекла связь мольеровских фарсов с итальянской традицией комедии масок; в "Принцессе Турандот" К.Гоцци он во многом предвосхитил легендарный спектакль Е.Вахтангова. Попыткой "отнять" А.0стровского у бытового театра явился спектакль "Не было ни гроша, да вдруг алтын" (1910), решенный средствами стилизованного лубка, заостренных шаржированных характеристик. Вслед за Художественным театром К. обратился к трагедийному миру Ф.Достоевского. Его постановка "Идиота" (1912), сотканная из контрастов света и тьмы, стала заметным театральным событием. --- Покинув Незлобина, К. открыл в 1914 на основе созданной в 1910 театральной школы небольшой театр, который назвал именем В.Комиссаржевской. В стенах этого театра начинали И.Ильинский, А.Кторов, М.Жаров, М.Бабанова, В.Зайчиков, М.Терешкович.К. осуществил здесь ряд экспериментов и художественных проб: в "Дмитрии Донском" В.Озерова (1914) вызвал к жизни видения русского театра начала XIX в.; в последовавших затем премьерах экспрессионистский гротеск "Скверного анекдота" Ф.Достоевского (1914) соседствовал со стилизованным средневековым действом "Каждого человека" (1915), а детская сказка в декадентском духе "Ночные пляски" Ф.Сологуба (1915) - с безмятежной этнографической "Майской ночью" Н.Гоголя (1915). В "Электре" Софокла-Гофмансталя (1916) К. предвосхитил театральный экзистенциализм, "Проклятый принц" А.Ремизова (1916), "Ванька Ключник и паж Жеан" Ф.Сологуба (1916) и "Комедия об Алексее" М.Кузмина (1917) продолжили линию рафинированных стилизаций лубочных тем. --- Задачи "большого спектакля" и "большого стиля" К. перенес на сцену оперного театра С.Зимина, где поставил "Князя Игоря" А.Бородина, "Кудеяра" А.Оленина, "Сына земли" А.Канкаровича, "Орестейю" С.Танеева, "Золотого петушка" Н.Римского-Корсакова (1917), "Бориса Годунова" М.Мусоргского, "Пиковую даму" П.Чайковского, "Лоэнгрина" Р.Вагнера (1918), К. стремился к идеалам синтетического актера и универсального театра. Решительный шаг в этом направлении он сделал в сезоне 1918-19 в ХПСРО (Художественно-просветительном союзе рабочих организаций), объединив в одну труппу оперных солистов и драматических актеров, что, по его замыслу, должно было привести к выработке "совершенных артистов сцены", Спектакль часто составлялся из двух частей, оперной и драматической: "Брак по принуждению" Мольера и "Паяцы" Леонкавалло, "Похищение из сераля" Моцарта и "Женитьба Фигаро" Бомарше (1918). Особое место в этом ряду заняла шекспировская "Буря" (1919), где режиссер использовал приемы несвойственного ему авангарда. В 1919 К. уехал в Шотландию для участия в эдинбургском театральном фестивале. Свои впечатления излагал в советских театральных журналах, в газетах публиковались сообщения о скором его возвращении; обсуждался вопрос о назначении К. на предполагаемую должность "заведующего художественной частью академических театров". К. вернулся в 1926, но, по всей вероятности, его ожидания не оправдались, и он вновь выехал в Англию. --- Считая, что в Англии он попал на подмостки другой театральной эпохи, куда еще не ступала нога реформаторов ("Шекспир здесь играется как в Чухломе"), К. осуществил своими спектаклями миссию посредника между русской и западной культурами. Здесь им были поставлены "Князь Игорь" Бородина ("Covent Garden", 1919), "Сестра Беатрис" М.Метерлинка (1920), "Ревизор" Н.Гоголя ("Duke of York Theatre", 1920), "Шестеро персонажей в поисках автора" Л.Пиранделло ("Kingsway Theatre", 1921), "Гонка за тенью" В.Шольца, "Дядя Ваня" А.Чехова, "У врат царства" КГамсуна ("Courd Theatre", 1922). Следующий сезон К. провел в Нью-Йорке, поставив спектакли "Счастливчик" А.Милна, "Благовещенье" П.Клоделя, "Пер Гюнт" Г.Ибсена; сезон 1923/24 - в Париже: "Клуб мандариновых уток" ГДювернуа и П.Фортуни, "Дорога в Дувр" Милна, "Дуэнья" Р.Шеридана, "Зигфрид" Вагнера и др. По возвращении в Англию ставил в 20-30-е, наряду с пьесами западных авторов (А,Беннетта, Ф.Мольнара, Р.Роллана, Ф.Кроммелинка и др.), "Катерину" Л.Андреева (1926), "Павла 1" Д. Мережковского (1927), "Латунное пресс-папье" (собственную инсценировку "Братьев Карамазовых", 1928), "Человека с портфелем" А.ФВЙКО (1930) и др. Крупный успех имела драматическая инсценировка "Пиковой дамы" А.Пушкина в театре Н.Балиева "Летучая мышь" (впервые в Париже в 1931, затем в Лондоне и в др. странах). В разные годы К. работал в Риге и в Вене. В Италии ставил оперы Моцарта, Россини, Альфано. Четыре чеховские пьесы, поставленные К. в лондонском театре "Barns" (1925-26), открыли англичанам доселе им неведомого драматурга, который после этого сравнялся по своей популярности с Шекспиром, Циклом постановок комедий и трагедий Шекспира в "Shakespeare Memorial Theatre" в Стрэдфорде (1932-39) К. разрушил штампы викторианских времен и тем самым подготовил почву для реформ Питера Брука и Питера Холла. Преподавал в Королевской академии драматического искусства в Лондоне. Автор статей о театре в Британской энциклопедии; написал несколько книг, которые стали неотъемлемой частью театральной рефлексии XX в. --- В 1939 переехал в США. Здесь творческая активность К. стремительно убывала. Среди американских постановок последнего периода его жизни - "Русский банк", где он выступил как соавтор пьесы ("Sent-James Theatre", НьюЙорк, 1940), "Преступление и наказание" Достоевского (1947), "Цимбелин" Шекспира (Монреаль, Театр под открытым небом, 1950), Последний спектакль К. - постановка в НьюЙоркской центральной городской опере "Воццека" А.Берга (1952). --- Соч.: Myself and the Theatre. London, 1929; The Costume of the Theatre. London, 1931; Settings and Costumes of the Modern Stage. London-New York, 1933 (with Lee Simpson); The Theatre and Changing Civilization. London, 1935. --- Лит.: Мгебров А. Жизнь в театре, T.I. Л., 1929; Ильинский И.В. Сам о себе.М., 1961; Герасимов Ю.К. Кризис модернистской театральной мысли в России / Театр и драматургия, вып.4. Л., 1974; Любомудров М.Н.Ф.Ф.Комиссаржевский - режиссер и теоретик сцены / У истоков режиссуры.Л., 1976; Боровский В. Московская опера Зимина.М., 1977; Бартошевич А. Федор Комиссаржевский. Чехов и Шекспир // Моск. наблюдатель, 1991, № II; Анненков Ю. Дневник моих встреч, т. 1-2. Л., 1991. --- В. Иванов ---

    КОНДАКОВ Иван Лаврентьевич    (26.9.1857, Вилюйск - 14.10.1931, Эльва, Эстония) - химик-органик. Учился в якутской и красноярской гимназиях. В 1880 поступил на физикоматематический факультет Петербургского университета, который окончил в мае 1884 со степенью кандидата. Уже на 2-м курсе серьезно заинтересовавшись химией, он опубликовал в "Журнале Русского физико-химического общества" первую научную работу "О составе серных желваков из Бахмутской огнеупорной глины", выполненную под руководством профессора Н.Любавина. Будучи студентом 3-го курса, перешел в лабораторию А.Бутлерова, общение с которым определило дальнейшую творческую деятельность начинающего ученого, избравшего своей специальностью органическую химию. Развивая позднее одно из заложенных Бутлеровым направлений - синтезы и изомеризация непредельных углеводородов К. получил результаты мирового значения. В 1885, отбыв воинскую повинность, К. был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию; продолжал работать под руководством Бутлерова, смерть которого осложнила положение К. Проработав несколько месяцев сверхштатным лаборантом по химии, она 1886 перешел на должность штатного лаборанта по физиологической химии в Варшавский университет; занимал ее до 1895, совмещая лаборантские обязанности с руководством лабораторными занятиями студентов-медиков по общей химии, качественному и количественному анализу, В 1893 К. сдал магистерский экзамен при Петербургском университете, а в следующем году успешно защитил магистерскую диссертацию "О синтезах под влиянием хлористого цинка в жирном ряду". В процессе подготовки диссертации ему удалось открыть каталитические реакции превращения непредельных углеводородов алифатического ряда под влиянием хлорида цинка, послужившие основой промышленных процессов переработки нефтехимического сырья, --- В феврале 1895 К. был назначен экстраординарным профессором фармации Юрьевского университета и одновременно директором Фармацевтического института при этом университете. Приход К. в Юрьевский университет вначале вызвал неблагожелательную реакцию части профессорского и студенческого состава, т.к., будучи по призванию химиком-органиком, он не проявлял особого интереса к проблемам фармации и фармакологии. Положение К. усугублялось и другими причинами, в частности, его тяжелым и неуживчивым характером. Вскоре после назначения в Юрьевский университет К. поставил вопрос о пересмотре и изменении планов преподавания на фармацевтическом отделении университета по примеру лучших европейских фармацевтических институтов. При этом чисто фармацевтические работы уступили место работам в области органического синтеза, что было веянием времени и позволило создать ряд новых ценных фармацевтических препаратов. С февраля 1898 К. читал теоретические курсы по фармации, фармакогнозии, фармацевтической химии и судебно-химическому анализу, руководил практическими занятиями студентов по качественному, количественному и судебно-химическому анализу. --- Период работы К. в Юрьевском университете (1895-1918) оказался самым продуктивным в его научной деятельности. Развивая бутлеровское направление, К. продолжал исследования по полимеризации углеводородов, которые привели его в 1901 к важному открытию установлению возможности превращения симметричного диметилбутадиена в эластичный полимер. Это был второй углеводород после изопрена; синтез последнего К. осуществил в 1887, хотя и не сумев тогда его идентифицировать. Ему удалось заполимеризовать изопрен в каучкоподобный продукт и сделать вывод о возможности полимеризации в эластомер дивинила и различных его гомологов. Последующие работы немецкого химика К.Д.Гарриеса и русского химика С.Лебедева по полимеризации диеновых углеводородов были бы невозможны без работ К. На основе его разработок в Германии (1916) было организовано производство первых партий т.н. диметилкаучука (полимер диметилбутадиена). По этому методу было получено около 3000 т синтетического каучука, из которого изготовляли аккумуляторные коробки для подводных лодок.К. первым установил способность металлического натрия вызывать полимеризацию диметилбутадиена. В 1912 К. опубликовал первую в мировой истории монографию о синтетическом каучуке. К сожалению, в это время он выступил с необоснованными претензиями на ряд открытий в области синтетического каучука, что отрицательно сказалось на его авторитете ученого, К юрьевскому периоду относятся также исследования К. по химии терпенов. --- В 1918 Юрьевский университет был эвакуирован в Воронеж, где на некоторое время обосновался и К. В 1920 в связи со смертью жены он вернулся в Юрьев (с 1919- Тарту). Последние 10 лет жизни он прожил большей частью на своей даче в городе Эльва под Тарту: периодически выезжал в Прагу, где читал лекции, или во Францию, где работал по договорам с промышленными фирмами. В 1931 вышла его последняя работа "Некоторые исторические факты о химии синтетического каучука". --- В 1959 на могиле К. в Эльве был установлен памятник, а у дома, где он жил и умер, в 1957, в связи со 100-летием со дня его рождения, была установлена мемориальная доска. --- Соч.: Синтетический каучук, его гомологи и аналоги. Юрьев, 1912. --- Лит.: Илометс Т. Иван Лаврентьевич Кондаков // Уч. зап. Тартус. ун-та, 1969, т. V, вып.235. --- В. Волков ---

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют..