МЕЧ и ТРОСТЬ
06 Дек, 2022 г. - 11:46HOME::REVIEWS::NEWS::LINKS::TOP  

РУБРИКИ
· Богословие
· Современная ИПЦ
· История РПЦЗ
· РПЦЗ(В)
· РосПЦ
· Развал РосПЦ(Д)
· Апостасия
· МП в картинках
· Распад РПЦЗ(МП)
· Развал РПЦЗ(В-В)
· Развал РПЦЗ(В-А)
· Развал РИПЦ
· Развал РПАЦ
· Распад РПЦЗ(А)
· Распад ИПЦ Греции
· Царский путь
· Белое Дело
· Дело о Белом Деле
· Врангелиана
· Казачество
· Дни нашей жизни
· Репрессирование МИТ
· Русская защита
· Литстраница
· МИТ-альбом
· Мемуарное

~Меню~
· Главная страница
· Администратор
· Выход
· Библиотека
· Состав РПЦЗ(В)
· Обзоры
· Новости

МЕЧ и ТРОСТЬ 2002-2005:
· АРХИВ СТАРОГО МИТ 2002-2005 годов
· ГАЛЕРЕЯ
· RSS

~Апологетика~

~Словари~
· ИСТОРИЯ Отечества
· СЛОВАРЬ биографий
· БИБЛЕЙСКИЙ словарь
· РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

~Библиотечка~
· КЛЮЧЕВСКИЙ: Русская история
· КАРАМЗИН: История Гос. Рос-го
· КОСТОМАРОВ: Св.Владимир - Романовы
· ПЛАТОНОВ: Русская история
· ТАТИЩЕВ: История Российская
· Митр.МАКАРИЙ: История Рус. Церкви
· СОЛОВЬЕВ: История России
· ВЕРНАДСКИЙ: Древняя Русь
· Журнал ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ 1921 год

~Сервисы~
· Поиск по сайту
· Статистика
· Навигация

  
Электронный словарь
Поиск      
[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]



    ЩЕКАТИХИНА-ПОТОЦКАЯ    (до конца 1930-х чаще писалась Щекотихина) Александра Васильевна (8.[по др. св. 19.15.1892, Александровск, Екатеринославской губ. - 23.10.1967, Ленинград) - живописец, художник театра, скульптор, фарфорист. Родилась в семье русского купца-старовера Василия Григорьевича Щекотихина. Дед художницы, Григорий Васильевич, занимался иконописью и книжной миниатюрой, расписывал пасхальные яйца, бабушка по материнской линии слыла искусной вышивальщицей. Окончив в 1908 в Александровске гимназию, в которой рисование преподавал воспитанник Академии художеств Ф.Беляев, переехала в Петербург и поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где ее учителями стали Я.Ционглинский, Н.Рерих, И.Билибин, В.Щуко. В 1910 получила малую серебряную медаль, в 1911 большую. В 1910 была командирована на русский Север для ознакомления с памятниками старинного зодчества и народным крестьянским искусством, ав 1913-в Грецию, Италию и Францию; в течение нескольких лет занималась в Париже в "Academic Ranson" под руководством М.Дени, Ф.Валлотона и П.Серизье. Русские и французские наставники воспитали в ней мастера широкого диапазона. Она помогала Рериху в работе над росписями церкви Святого Духа в имении княгини М.Тенишевой в Смоленской губернии и над оформлением балета И.Стравинского "Весна священная" (1913) для антрепризы С.Дягилева. Испытывая несомненное влияние учителя, она обнаружила самобытность: созданные ею эскизы костюмов отличает от рериховских больший динамизм и экспрессия. Театрально-декорационная живопись заняла заметное место в творчестве художницы 2-й половины 1910-х. Ею выполнены эскизы костюмов к "весенней сказке" А.Островского "Снегурочка" (театр Рейнике в Петербурге, 1916), к балету на музыку М.Мусоргского "Ночь на Лысой горе", к опере А.Рубинштейна "Демон", эскизы декораций и костюмов к опере А.Серова "Рогнеда" (театр С.Зимина в Москве, 1916) ик опере Н.Римского-Корсакова "Садко" (Петроградский Народный дом, 1920). Параллельно художница занималась станковой живописью, станковой и журнальной графикой. --- В начале 1918 Щ.-П. была приглашена на Государственный фарфоровый завод, где сразу начала работу над эскизами росписей, а позже и над скульптурными формами. В искусство фарфора она принесла яркий, праздничный и одновременно драматичный мир фольклорных и иконописных образов, увиденных глазами художника, не чуждого авангарду 1910-1920-х. Мирискусническому стилизму и графической дисциплине художественного руководителя завода С.Чехонина она противопоставила свободу живописно-графического декора. Обобщенными, словно небрежно положенными пятнами, пространственными сдвигами, плясовым ритмом надписей она намеренно обостряла конфликт традиционных форм фарфоровой посуды и нового искусства. Наряду со сценами венчаний, застолий, плясок и забав в росписях художницы появились фигуры матросов, комиссаров, советская эмблематика и лозунги, что дает основание часть работ Щ.-П. назвать агитфарфором. Однако творчество художницы революционных лет неоднозначно. Несклонная к политическим размышлениям, эмоционально она остро воспринимала диссонансы современности и, восхищаясь красотой народной стихии, одновременно отразила трагизм эпохи (блюдо "Страдания России", 1921). Впервые выступив на выставке "Мир искусства" в 1916, Щ.-П. стала в 1922 его официальным членом. Она участвовала также в Первой государственной свободной выставке произведений искусств (Петроград, 1919), в Выставке произведений художников-членов Дома искусств (Петроград, 1921) ив Пятой выставке Общины художников (Петроград, 1922). --- После смерти в 1920 мужа, юриста Николая Филипповича Потоцкого, с которым она прожила немногим более пяти лет, Щ.-П. с сыном Мстиславом поселилась в Доме искусств, на углу Невского и Мойки, где в голодные годы нашли пристанище многие литераторы и художники. Вскоре ее пригласил к себе обосновавшийся в Египте И.Билибин. Эти события жизни Щ.-П. отражены в романе О.Форш "Сумасшедший корабль". Уехав в Германию для ознакомления с Берлинской фарфоровой мануфактурой, Щ.-П. из командировки не вернулась и отправилась с сыном в Каир, где вышла за Билибина замуж. Летом 1924 семья совершила поездку в Сирию и Палестину, в 1925, после переселения в Александрию, - в Верхний Египет к Луксорскому храму. В многочисленных этюдах, выполненных маслом и в различных графических техниках, в росписях по фарфору художница тонко улавливала как особенности стилей прошлого, так и черты проникающего на Арабский Восток европеизма, --- В августе 1925 Щ.-П. переехала с Билибиным в Париж, где они поселились на бульваре Пастера и работали в одной мастерской. Как и Билибин, Щ.-П. участвовала в 1927 в выставке "Мира искусства" в галерее Бернгеймамладшего, а в 1929 состоялась их совместная выставка в Амстердаме. Однако в творческих судьбах двух художников были и существенные различия.Щ.-П. оказалась менее связанной с кругами русской эмиграции и постоянно поддерживала отношения с Ленинградским фарфоровым заводом; в 1925 ее работы показывались в советском отделе Международной выставки декоративно-художественных искусств в Париже, где их отметили медалью, ав 1927 в составе коллекции Ленинградского завода - на Международной выставке художественной промышленности и декоративных искусств в Монце-Милане, неоднократно экспонировались они и на выставках в Ленинграде и Москве. Одновременно художница органично вошла в художественную жизнь Франции. Щ.-П. были принята в Общество независимых художников, участвовала в выставках Осенних салонов и Салонов Тюильри: выполняла эскизы росписей фарфора для Национальной мануфактуры в Севре, эскизы тканей, модели спортивных костюмов и т.п., сотрудничала с парижскими издательствами. В ее работах ощущение Парижа, его джазовых ритмов, его художественного авангарда. На рубеже 19201930-х в пейзажах, натюрмортах, в росписях фарфора при всей их экспрессивности усиливалось внимание к натуре, стремление к жизнеподобию; в этом проявились характерные для искусства того времени неотрадиционалистские тенденции. --- Вернувшись осенью 1936 вместе с Билибиным и сыном на родину, Щ.-П. была снова принята на Ленинградский фарфоровый завод. Перейдя в росписях конца 1920-х от орнаментально-плоскостной к живописно-объемной трактовке зримого мира, она обратилась теперь к пластике. Опираясь на древнюю традицию, Щ.-П. уподобляет формы живой природы различным видам сосудов: масленки "Лимон" (1941) и "Перец" (1948), салатник "Карп" (1941), ликерный набор "Рябинка" (1945), графин с чарочками "Рыба", пепельница "Голубь" (1947) - это и не станковая скульптура, и не обычная посуда. Ее задача, как и декоративных статуэток, которые Щ.-П. создавала в эти же годы, вносить в повседневность праздник. Упругая сила словно вздувшихся изнутри форм, игра бликов света, яркие краски и золото, включенные в живописную фактуру поверхности, создают эффектное зрелище. --- В отличие от Билибина Щ.-П. удалось пережить ленинградскую блокаду. Во время войны она обращалась к темам героического прошлого России в темперной живописи, в мелкой пластике, в росписях по фарфору, в 1942 участвовала в Выставке работ ленинградских художников в Москве, в 1944 в связи с 200-летним юбилеем Ленинградского фарфорового завода была награждена орденом "Знак Почета". Плодотворной была работа Щ.-П. после окончания войны. Большое количество вещей показала она в 1950 на Выставке произведений ленинградских художников в промышленности и декоративно-прикладном искусстве. С конца 1940-х в центре ее внимания роспись сервизов, предназначенных для массового тиражирования. Здесь она более сдержанна, ограничивая себя несколькими чистыми цветами, звучащими в полную силу на освобожденной белизне фарфора. В 1953 по состоянию здоровья Щ.-П. ушла с завода и вскоре была вынуждена прекратить работу. В 1955 в Ленинграде состоялась ее персональная выставка: в 1957 художница своими прежними работами приняла участие в Выставке народно-прикладного и декоративного искусства в Москве, после которой была награждена дипломом 1-й степени Министерства культуры РСФСР. Первая посмертная выставка произведений художницы прошла в 1972в Ленинградском доме ученых, выставки работ Билибина и Щ.-П. были устроены в Ленинграде: в 1977 Ленинградской организацией Союза художников РСФСР, в 1978-80 и 1994-95 дирекцией Объединения музеев Ленинградской области. Произведения Щ.-П. хранятся в Русском музее, в музее Петербургского фарфорового завода, в Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге, в Ивангородском историко-архитектурном и художественном музее Ленинградской области, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Театральном музее им.А.Бахрушина, в Музее керамики и "Усадьбе Кусково XVIII в." в Москве, в др. отечественных и зарубежных государственных и частных собраниях. --- Похоронена Щ.-П. на Охтинском кладбище в Петербурге. --- Лит.: Голлербах Э.Ф. Сюжеты и характер живописи по фарфору / Русский художественный фарфор. Л., 1924; Носкович B.C. Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая.Л., 1959; Советский фарфор: Искусство Ленинградского государственного фарфорового завода им.М.В.Ломоносова. Сост. альбома и автор текста А.К.Лансере.Л., 1974; Андреева Л.В. Советский фарфор: 1920-1930-е годы.М., 1975; Иван Яковлевич Билибин. Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая: Каталог выставки. Авт. вступит, ст. и сост.Г.В.Голынец, С.В.Голынец.Л., 1977; Голынец Г.В., Голынец С.В. Искусство А.В.Щекатихиной-Потоцкой // Декоративное искусство СССР, 1977, № 8. --- С. Голынец ---

    ЩЕРБИНА Федор Андреевич    (13.2.1849, ст. Новодеревянковская, Кубанского казачьего войска - 28.10.1936, Прага) - статистик, историк. Родился в семье священника из казаков. Закончил курс Ставропольской духовной семинарии. В 1872 получил войсковую стипендию для обучения в Петровско-Разумовской Сельскохозяйственной академии, но на 2-м году учебы был исключен за участие в студенческих выступлениях. Через год поступил в Новороссийский университет (Одесса). За участие в "хождении в народ" подвергся аресту, через месяц выпущен под залог и отправлен в ссылку в Вятскую, а затем в Вологодскую губернию (1874-77). В ссылке Щ. начал изучать общинный быт России, стал регулярно печататься в "Отечественных записках", "Русских ведомостях" и др., касаясь вопросов земельной общины, артельного движения, казачьей экономической жизни. В 1884 Щ. принят в качестве статистика на службу в Воронежское земство. В 1887 Императорское Географическое общество премировало золотой медалью его работу "Крестьянское хозяйство по Острогожскому уезду". До 1903 возглавлял организованное им же Воронежское статистическое бюро. С 1886 руководил экспедицией по исследованию областей Степного края: им сделаны интереснейшие литературные экскизы об уральских казаках. --- Щ. - основоположник русской бюджетной статистики, ему принадлежит приоритет в разработке программы бюджетных исследований. Многочисленные работы Щ. долгое время служили методологической основой анализа потребления крестьян и рабочих. Он первым в России произвел в широких масштабах по обширной программе бюджетные исследования крестьянских хозяйств всей Воронежской губернии. В 1891 Российская Академия наук наградила ученого высшей денежной премией за работу "История Воронежского земства". Труды Щ. отличались обилием собранного материала: наиболее известные среди них: "Сводный сборник по 12 уездам Воронежской губернии" (Воронеж, 1897); "Крестьянские бюджеты" (СПб., 1900). Член-корреспондент Петербургской Академии наук с 1904. --- Щ. принял деятельное участие в работе редакции первой общероссийской казачьей газеты - "Вестник казачьих войск", выходившей в Петербурге с 1900 по 1906. На страницах издания, ставшего энциклопедией культуры казачества, защищал интересы войскового сословия в новых социально-экономических условиях XX в. Вместе с тем ему были чужды казакоманы, пытавшиеся законсервировать казачество в рамках средневековой психологии и традиций. Ученый смотрел на казачество как на особый пласт славян в рамках Российского государства. В 1907 Щ. избрали депутатом 2-й Государственной думы от Кубанского казачьего войска; он возглавил казачью фракцию в Думе. По поручению Наказного атамана Кубанского войска стал собирать материалы для фундаментальной летописи кубанских казаков. Автор ряда исторических книг, в том числе "Истории кубанского казачьего войска" в 2-х томах (Екатеринодар, 1910-13). --- Приветствовал Февральскую революцию, а в августе 1917 в качестве делегата Кубани присутствовал на Московском Государственном совещании. До 1920 Щ. - постоянный член Кубанской краевой и законодательной Рады. В 1920 эмигрировал в Чехословакию. Вошел в состав Верховного совета Дона, Кубани и Терека, образованного в 1921 в Константинополе. В том же году издал в Белграде книгу "Законы эволюции и русский большевизм", в которой предрекал неизбежность гибели большевистского режима в России. Тесно сотрудничал с казачьей эмигрантской общественностью: принимал участие в казачьих празднествах, стал основателем "Общества изучения казачества", часто выступал на страницах казачьей периодической печати. Казаки любовно называли Щ. "Кубанский Дед", он стал духовным вождем казаков-эмигрантов.Щ. приветствовал казачье освободительное движение, не относясь, однако, к казачьим "самостийникам", проповедовавшим отделенение от России, склонялся к идее насильственного свержения советской власти. В Чехословакии Щ. занимался педагогической деятельностью, был приглашен на место профессора статистики в Украинский институт (местечко Падебрадах), затем его избрали ректором Украинского народного университета. Одновременно Щ. возглавлял "Общество кубанцев в Чехословакии". В 1922-23 ученый издал свой курс лекций для студентов Украинской хозяйственной академии - "Статистика". В Падебрадахе в 1925 вышел в свет на украинском языке труд Щ. - "Основы мировой сельскохозяйственной статистики". --- А. Изюмов

    ЭИХЕНВАЛЬД Александр Александрович    (23.12,1863, Петербург- 12.9.1944, Милан) физик. Родился в семье фотографа-художника Александра Федоровича Э,; мать - Ида Ивановна (урожд. Папендик), была артисткой императорских театров, преподавала также в Петербургской, а затем в Московской консерватории. В 1883 Э, окончил частную московскую классическую гимназию Фр.Креймана и поступил на физико-математический факультет Московского университета. После окончания 2-го курса в 1885 перевелся в Петербургский институт инженеров путей сообщения; окончил его в 1888. Такое резкое изменение профессиональной ориентации было вызвано сугубо материальными соображениями. Еще будучи студентом, Э. во время каникул работал на постройке каменной трубы на Московско-Курской железной дороге и на строительстве московской скотобойни. В 1888-90 служащий правления Рязанско-Козловской железной дороги (сначала - технический секретарь, затем начальник технического отдела ремонта пути и зданий). В 1890-95 в качестве помощника производителя работ участвовал в проектировании и строительстве Киевской городской канализации. О произведенном им расчете периодического действия главного 9-верстного коллектора канализации и опытной проверке по окончании работ Э. сделал доклад Киевскому отделению Технического общества; принимал участие в проектировании и постройке паровой мельницы и элеватора при ней, --- В начале 1895 Э. окончательно решил отказаться от профессии строителя и стать физиком. С марта 1895 по июль 1897 слушал в Страсбургском университете лекции по физике, химии, математике, а также выполнял, начиная с 1896, работу ассистента в лаборатории Физического института при университете. Директор института Ф.Браун (получивший в 1909 вместе с Г.Маркони Нобелевскую премию за развитие беспроволочной телеграфии) писал в 1908 П.Лебедеву: "Жаль, что я не чувствую себя вправе (как Вы) причислить Эйхенвальда к своим ученикам. Он приехал сюда (т.е. в Страсбург - Ред.) уже вполне сложившимся ученым. Я мог бы им гордиться". В июле 1897 Э. защитил докторскую диссертацию "Поглощение электрических волн электролитами", тогда же опубликованную в "Annalen der Physik", --- С 1897 Э, работал в России, первоначально как преподаватель физики и электротехники Московского высшего инженерного училища (переим. в 1913 в Моск. ин-т инженеров путей сообщения, ав 1917 в Ин-т инженеров транспорта - МИИТ). Э. создал в училище научноисследовательскую лабораторию, в которой выполнил (1901-4) самую известную свою экспериментальную работу "О магнитном действии тел, движущихся в электростатическом поле". За этот труд ученый получил степень доктора физики Московского университета (1908; тогда же вышел ее сокращенный нем. пер,). С 1905 Э.- первый выборный директор училища, в 1908-10 работал адъюнктом, с 1910профессором этого учебного заведения, В 1901-17 Э. преподавал также на Московских Высших женских курсах, в Московском университете (1906-11; 1917-19; с 1910 проф.) и в Коммерческом институте (1907-17; с 1913- проф.). Э. слыл одним из лучших педагогов-методистов и непревзойденным мастером лекционных демонстраций. Он организовал в Москве лучшие для того времени физические кабинеты и студенческие лаборатории в Инженерном училище и на Высших женских курсах. Э. - автор учебников, написанных на основе курсов, читанных им в учебных заведениях Москвы ("Акустика и оптика", 2 изд., "Теоретическая физика" в 4-х т., "Электричество", многократно издававшееся в нашей стране и переведенное на нем. (1928) и укр. (1938) яз. --- Число научных работ Э. невелико, но они относятся к принципиально важным проблемам физики; при их решении ученый идет своим оригинальным путем, а полученные им результаты до конца проясняют исследуемый вопрос. Таковы два крупных цикла его работ, Первый из них касается вопроса о магнитном поле движущихся электрически заряженных тел, В работе "О магнитном действии тел, движущихся в электростатическом поле" он установил, что магнитное поле конвекционного тока и по величине, и по направлению тождественно с полем тока проводимости: ученый доказал эквивалентность токов смещения и токов проводимости ("опыт Эйхенвальда"); наконец, проведя эксперименты, в которых оба диска конденсатора вместе с помещенным между ними диэлектриком вращались как единое целое, Э. показал, что верна теория Лоренца, согласно которой эфир не участвует в движении тел. Этот результат согласуется и с созданной вскоре теорией относительности. Второй цикл работ Э. связан с анализом световых волн. В теоретическом исследовании "О движении энергии при полном внутреннем отражении" (1908) Э. решил вопрос о направлении колебаний световых волн при полном внутреннем отражении, уточнив теорию Друде, и представил полученные результаты в виде диаграмм, вошедших в научную и учебную литературу. В работе "О поле световых волн при отражении и преломлении" (1912) он распространил свой метод на различные случаи отражения и преломления света. --- Э, был человеком разносторонних дарований и интересов. Ему принадлежит предварительный проект здания физико-химического института Высших женских курсов в Москве и ряд др. проектов. Он - автор нескольких романсов. Занимался Э. и общественной деятельностью: в 1912 был председателем попечительского Совета Народного университета им.А.Шанявского, после смерти П.Лебедева возглавил Московское физическое общество (1 91 2-20). В 1918 Э. принял участие в организации Научной комиссии - консультационного органа коллегии. Научно-технического отдела ВСНХ РСФСР. По поручению этой комиссии 3.9,1920 Э. со своей второй женой - Екатериной Константиновной Э, (быв, его курсисткой) - выехал в Берлин. Одной из основных целей командировки было "поставить на рациональную почву закупку за границей книг, журналов и научных приборов". В 1922 он вышел в отставку. --- С 1923 Э. жил в Праге, где принял активное участие в работе Русского свободного университета, В конце 1920-х семья переехала в Милан, там Э. прожил до конца своих дней. В эти годы Э. тяготила невозможность работать экспериментально. Основным делом его жизни стало написание учебников (все они изданы в СССР, трижды - 4 тома "Теоретической физики", пять раз - "Электричество"; последнее, 8-е изд., опубл. в 1933). Как правило, в каждом из новых изданий Э. перерабатывал те или иные главы в соответствии с новейшими достижениями науки. Последняя статья Э. - "Акустические волны большой амплитуды" (опубл. в СССР в журн. "Успехи физических наук", 1934) - представляет переработанное изложение некоторых глав его учебника "Теоретическая физика". Соч.: Избр. работы.М., 1956. --- Лит.: Млодзеевский А.Б.А.А.Эйхенвальд / Развитие физики в России, T.I. М., 1970. --- А. Дранов А. Райтблат ---

    ЭКСТЕР Александра Александровна    (6.1.1882, Белосток, Гродненской губ. - 17.3.1949, фонтене-о-Роз, Франция) - живописец, тетральный художник, педагог. Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве. Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6). В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н.Экстера. Приехав в 1907 впервые в Париж, несколько месяцев посещала Академию Гранд Шомьер; познакомилась с П.Пикассо, Ж.Браком, Г.Аполлинером, М.Жакобом, Ф.Леже. В 1908-14 жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, где имела мастерскую, путешествовала с мужем по Италии и Швейцарии. От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж.Сёра и П.Синьяка, перешла к манере, близкой В.Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я.Тугендхольд ценил слияние "женственно тонкого колоризма с мужской "организованностью" композиции"), а затем к кубизму и беспредметности. Наряду с новейшей французской живописью опиралась на традицию украинского народного искусства, прежде всего в фактурноцветовом содержании своих работ. Участница выставок русских авангардистов "Звено" (1908), 1-й и 2-й Салоны В.Издебского (190910, 1911), "Треугольник" (1910), "Союз молодежи" (1910, 1913-14), "Венок-Стефанос" (1910), "Бубновый валет" (1910-17), "№ 4" (1914), "Трамвай "В" (1915), "Магазин" (1916). Дружила с Д.Бурлюком, М.Ларионовым, Н.Гончаровой и др. левыми художниками, но, как вспоминал А.Дейч, "талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того "успеха скандала", который сопровождал выступления первых русских футуристов". Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А.Архипенко, О.Розановой и др.), --- Познакомившись с А.Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре. Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса. Исключительный успех выпал на долю оформленных Э. с "колоссальным творческим напором" (В.Мухина) спектаклей "Фамира Кифаред" И.Анненского (1916) и "Саломея" О.Уайльда (1917). По словам А.Эфроса, первый из них явился "торжественным парадом кубизма", второй, как писала А.Коонен, - одной из лучших работ Э. "по экспрессии, темпераменту, по чувству формы"; изломанные ритмы костюмов соответствовали музыкальному ритму действия, объемные декорации Э. создавали живописную атмосферу, "которой дышало развитие пьесы" (Эфрос). --- В декабре 1917 уехала в Киев, в годы гражданской войны жила в Киеве и Одессе. После смерти мужа (летом 1918) вышла замуж в 1920 за московского актера Г.Некрасова. В Москве примкнула к группе конструктивистов, участвовала вместе с А,Родченко, Л.Поповой, А.Весниным и В.Степановой в выставке "5х5=25" (1921), в Первой Русской художественной выставке в Берлине (1922), разрабатывала модели тканей и одежды, в частности, парадной формы Красной армии. Отстаивала согласование формы одежды с требованиями современной жизни (простота, практичность), считала главным в одежде интенсивность цвета как элемент, характеризующий русский народный костюм, подчеркивая, что "ни в коем случае не следует руководствоваться образцами Западной Европы, основанными на идеологии другого порядка". Сотрудничество Э. с Таировым прекратилось после постановки в Камерном театре "Ромео и Джульетты" (1921); как писал Эфрос, причиной "проигрыша" спектакля явилось то, что декорации Э. были "слишком хороши, вернее - роскошны", "ее исконное неистовство... здесь разгулялось". Не был осуществлен ни один из спектаклей Художественного театра, эскизы к которым выполнила в 1920-22 Э.: "Дама-невидимка" 'П.Кальдерона, "Интермедии" М.Сервантеса, "Смерть Тарелкина" А.Сухово-Кобылина и др. В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль "Товарищ Хлестаков" Д.Смолина, но А.Луначарский раскритиковал ее работу. Выполнила эскизы костюмов к фильму "Азлита" Я.Протазанова (1923). Участвовала в оформлении павильона "Известий ВЦИК" и "Красной нивы" на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). Много времени уделяла все эти годы преподаванию - в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А.Ахматовой, посвятившей ей стихотворение "Старый портрет" (1910), из школы Э. "вышли все левые художники Киева", в том числе П.Челищев, Н.Шифрин, И.Рабинович, А.Тышлер. Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход "Пушкин". --- В 1924 Э. участвовала в организации советского павильона на 14-й Международной выставке искусств в Венеции, где экспонировались и ее работы. В декабре того же года поселилась с мужем в Париже, с 1930 жила в парижском пригороде фонтене-о-Роз, В 1925-30 преподавала в Академии современного искусства Ф.Леже и А.0занфана и в собственной студии: читала лекции по сценографии и конструированию театрального костюма, вела мастерскую композиции, теории цвета и художественной промышленности, требуя от учеников знания классической литературы - от античности до А.Рембо и посещения, наряду с Лувром, индустриальных выставок. Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б.Нижинской в Лондоне (1925) и Э.Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино. В 1930 в Париже вышел альбом театральных декораций Э. с предисловием Таирова, отметившего ее возросшее мастерство и постоянно обновляющееся творческое воображение. В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства "Фламмарион", "рукописные" книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой. Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937). О парижской выставке режиссер Г.Бати писал, что она дает "прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы"; оформленные Э. спектакли "открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей". Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки "Современное французское искусство" в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938). --- С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду. В 1945 умер Г.Некрасов. До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В.Мухиной, усматривая в них "погоню за модой", "психологию", понимаемую как проявление натурализма. В одном из писем Мухиной писала: "Я бы хотела видеть русских выше всех..., но в ...пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были..." Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С.Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться - в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971); мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974). --- Лит.: Тугендхольд Я. Александра Экстер как живописец и художник сцены. Берлин, 1922; Таиров А.Я. Записки режиссера. Статьи.М., 1970; Стриженова Т.К. Из истории советского костюма.М., 1972; A.Exster. Exposition (Cat. by A.B.Nakov). Paris, 1972; Александра Экстер. От импрессионизма к конструктивизму: Каталог выставки.М., 1988; Колесников М.М. Александра Экстер и Вера Мухина / Панорама искусств-12. М., 1989; Коваленко Г.Ф. Александра Экстер: Путь художника. Художник и время.М., 1993. --- Р. Ильин ---

    ЭЛЛИС    (наст. фам. Кобылинский) Лев Львович (2.8.1879, Москва - 17.11.1947, Локарно, Швейцария) - поэт, переводчик, литературный критик. Внебрачный сын педагога, владельца частной гимназии в Москве Льва Ивановича Поливанова и Варвары Петровны Кобылинской. Учился в 7-й московской гимназии, по окончании которой в 1897 поступил на юридический факультет Московского университета; изучал экономику, считал себя марксистом, Получив в 1902 диплом 1-й степени, готовил под руководством профессора И.Озерова диссертацию о министре финансов при Николае 1 графе Е.Канкрине, но не закончил ее и целиком посвятил себя литературной деятельности. Увлекся Ш.Бодлером, Э.Верхарном, др. французскими и бельгийскими поэтами-символистами, а также Данте. Подружился в конце 1901 - начале 1902 с А.Белым, основал вместе с ним кружок "Аргонавты" (1902-3). В начале XX в. писал стихи в духе раннего символизма: сборник "Иммортели" (М" 1904), "Stigmata" (М" 1910), "Арго" (М., 1914); переводил произведения французских символистов, Данте: разрабатывал теорию символизма (кн. "Русские символисты", 1910). Читал лекции, свои стихи и переводы в московских кружках и салонах у П.Астрова ("среды"), С.Танеева ("вторники"), Л.Тамбурер, в "Обществе свободной эстетики", в Доме песни. С 1907 по 1909 активно сотрудничал с В.Брюсовым в журнале "Весы". Основал вместе с А.Белым и Э.Метнером издательство "Мусагет" (1910-17), организовал журнал "Труды и дни" (1912-16). --- Новым увлечением Э. явилась теософия, антропософское учение Р.Штейнера. В 190910 он посещал в Москве теософские кружки К.Христофоровой. 18.9.1911 уехал в Германию, сопровождал Штейнера в лекционных турне. Поселился в Берлине, изучил немецкий язык, на котором в дальнейшем печатал все свои труды, пропагандировал учение Штейнера среди русских литераторов, нов 1912-13 разочаровался в антропософии и обратился к католичеству: свидетельствовавший об этом трактат "Vigilemus!" (1914) стал поводом для разрыва Э. с А.Белым В 1913-14 жил в Дегерлохе, близ Штутгарта вместе с Иоганной ван дер Мойлен (псевд. Intermediarius), также бывшей ученицей Штейнера (из богатой и знатной голландской семьи, умерла в 1959). Период 1-й мировой войны они провели в Италии и Швейцарии, с 1917 -в Базеле, с 1919 и до конца жизни - в Локарно, в горной части города. --- Вдохновленный произведениями И, ван дер Мойлен, Э. занимался эзотерикой и космологией, в 20-30-е его интерес привлекала культура Средневековья, В начале 30-х перешел в католичество, регулярно посещал службу в монастыре "Madonna del Sasso". Одна из основных занимавших его проблем - взаимоотношения религии и искусства. Публиковал свои статьи в католических журналах "WestOstlicher Weg", "Theologie der Zeit", "Die Schildgenossen", "Das neue Reich" и в сборниках католического издательства "Matthias-GriinewaldVerlag" ("Christi Reich im Osten" и "Ex Oriente"). Переписывался с Д.Мережковским, Вяч. Ивановым, Н.Лосским. Стремился познакомить немецкого читателя-католика с культурным наследством православия (иконопись, былины). Выступал за слияние христианских церквей, но в виде присоединения православной церкви к католической, Опубликовал ряд книг и статей о В.Жуковском, А.Пушкине, Н.Гоголе, Вл.Соловьеве, о древнерусской культуре. Перевел на немецкий язык стихи и философские произведения Вл.Соловьева, опубликовав их со своими комментариями (подписывался Dr. Leo Kobilinski-Ellis). Продолжал и в годы эмиграции писать стихи по-русски, но не публиковал их. Умер, по-видимому, от рака. Похоронен на кладбище Св.Антонио в Локарно; могила его не сохранилась. --- Соч.: Platon und Solowjew. Die alte Philosophic und die neue Weisheit / W.Solowjew. Das Lebensdrama Platons. Mainz, 1926; Christliche Weisheit. Sapientia divina. Cosmologia perennis. Nach der Lehre des Intermediarius. Per crucern ad rosam. Basel, 1929; W.A.Joukowski. Seine Personlichkeit, sein Leben und sein Werk. Paderborn, 1933; Die Macht des Weinens und des Lachens. Zur Seelengeschichte Nikolaus Gogols // N.Gogol. Betrachtungen iiber die gottliche Liturgie. Freiburg, 1938; Alexander Puschkin. Der religiose Genius Russlands. Olten, 1948. --- Лит.: Fedjuschin V.B. Russlands Sehnsucht nach Spiritualitat. Theosophie, Anthroposophihe, R.Steiner und die Russen. Eine geistige Wanderschaft. Schaffhausen (Schweiz), 1988; Pepitom V. Ellis Kobilinskij tra Dante e Marx / Dantismo Russo e cornice Europea. II. Firenze, 1989; Виллих X., КозЬменко М.В. Творческий путь Эллиса за рубежом // Изв. Акад. наук. Сер. литературы и языка. 1993, J. 52, № 1. --- Арх.: РГИА, ф. 418, оп. 311, 314; РГАЛИ, ф. 575, оп..1, д. 1-66; ОР РГБ, ф. 167, 190, 386. --- Х. Виллих ---

На фотозаставке сайта вверху последняя резиденция митрополита Виталия (1910 – 2006) Спасо-Преображенский скит — мужской скит и духовно-административный центр РПЦЗ, расположенный в трёх милях от деревни Мансонвилль, провинция Квебек, Канада, близ границы с США.

Название сайта «Меч и Трость» благословлено последним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием>>> см. через эту ссылку.

ПОЧТА РЕДАКЦИИ от июля 2017 года: me4itrost@gmail.com Старые адреса взломаны, не действуют.