|
|
Электронный словарь[ А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я ]
ЭЛЬМАН Миша (Михаил Саулович) (8.1.1891, пос. Тальной, Украина - 5.4.1967, Нью-Йорк) - скрипач. Родился в бедной семье потомственных музыкантов. Рано приобщившись с помощью отца к скрипке, мальчик обнаружил незаурядные способности. Под руководством педагога Одесского музыкального училища Ф.Фидельмана он сделал столь значительные успехи, что в 7 лет выступал с оркестром, исполняя Концерт № 7 Шарля Берио. По совету педагога и с помощью друзей отец на последние гроши повез сына в Елизаветград, где должен был остановиться проездом на гастроли профессор Петербургской консерватории Л.Ауэр. Прослушав игру вундеркинда, Ауэр согласился взять его в свой класс и написал композитору АТлазунову, в то время директору консерватории, письмо с просьбой принять мальчика и похлопотать о стипендии. Так в 1901 Э. попал в Петербург. Поразительные музыкальные способности и огромное трудолюбие мальчика давали Ауэру простор для смелых педагогических экспериментов. Юный скрипач быстро .осваивал одно за другим произведения традиционного скрипичного репертуара - концерты М.Бруха, Ф.Мендельсона, Г.Венявского, П.Чайковского. Показав в начале 1904 Э. строгой петербургской публике, Ауэр отправил его' в Берлин, где юного виртуоза ждал огромный успех. Когда 13-летний Э. дал 14.10,1904 свой первый концерт в Берлине, публика, среди которой находились прославленные музыканты - Й.Иоахим, А.Никиш, Х.Рихтер - была буквально ошеломлена стихийностью его скрипичного дарования, феноменальным виртуозным мастерством, а главное - необычайным по красоте, певучести и выразительности звуком. Этот округлый, мягкий, мощный, насыщенный экспрессией звук впоследствии так и стали называть - "эльмановский" или "русский" тон. Дальнейшие гастроли по городам Германии, Англии, Франции, Австрии, Скандинавии принесли молодому артисту европейскую славу. В свободное от гастролей время Э. продолжал заниматься с Ауэром, который в одном из писем сообщал своему помощнику по консерватории И.Налбандяну: "Миша еще сделал успехи, техника совсем закончена, тон прелестный, мужественный"; "он поразил меня своим большим, полным тоном и техникой, вообще поразительной". --- В 1908 вместе с Петербургским симфоническим оркестром Э. пересек Атлантический океан. Первое же выступление скрипача в США (10.12.1908, исполнил Концерт П.Чайковского) стало сенсацией. По словам критики, такого исполнения в Америке еще не слышали. Знаменитый скрипач Э.Изаи, слышавший этот концерт в исполнении Э. тремя годами позже, писал, что он "играл восхитительно, горячо и технически совершенно. Молодые пальцы, свежесть мысли, благородство выражения все это придало произведению красоту, о которой я не подозревал. Сколько жизни может дать произведению самобытная интерпретация! В настоящее время он - один из лучших виртуозов. Любя неисчерпаемое богатство воображения, порыв, горячий ритм, я испытываю безграничное наслаждение, слушая скрипку, вибрирующую жизнью". Восхищенный талантом Э., Изаи посвятил ему свою поэму "Экстаз", В Нью-Йорке Э. познакомился со знаменитым итальянским тенором Энрико Карузо: они часто встречались, вместе музицировали. Память об этом замечательном дуэте, где скрипка Э. соревнуется в пении с голосом Карузо, была по просьбе великого итальянца увековечена в ряде грамзаписей ("Элегия" Ж.Массне и др.). --- С годами концертная деятельность Э. становилась все шире. Ему аплодировали слушатели крупнейших европейских городов, он стал любимцем музыкальной Америки.Э. выступал с крупнейшими симфоническими коллективами, прославленными дирижерами, известными музыкантами-ансамблистами. В 1926 Э, организовал струнный квартет, который достиг высокого художественного мастерства. Слушавший Э. в зените его славы Карл флеш - выдающийся скрипач и прославленный педагог - в своих воспоминаниях писал: "Главное достоинство его как скрипача заключается в звукоизвлечении, трогающем и подчас даже потрясающем изобилием чувственной эмоциональности, итальянского бельканто... Интонации его чисты, словно колокольный звон, что придает еще большую прелесть его тону... Смычковая техника удовлетворяет даже самым высоким требованиям. Что же касается эмоциональности и темперамента, то здесь нет никаких мертвых точек... Он - точно маленький вулкан, в котором что-то постоянно клокочет". Помимо выразительного звука, в игре скрипача обращал на себя внимание живой, подвижный ритм - то четкий, властный, упругий, то прихотливо изменчивый, способный передать тончайшие психологические оттенки музыкальной мысли. Все это составляло основу неповторимого искусства артиста. --- Э. очень много работал, постоянно расширяя свой и без того огромный репертуар. С ошеломляющим успехом играл он виртуозную музыку - произведения Н.Паганини, Г.Венявского. Блеском техники, красотой звука, импровизационной свободой отличались в его исполнении "Цыганские напевы" и др. пьесы П.Сарасате, венгерские танцы И.Брамса, Произведения, насыщенные сильными чувствами, романтическими страстями, особенно удавались артисту. Исполнение концертов Чайковского, Брамса, Глазунова, Сибелиуса, сонат Брамса, франка, Грига захватывало таким слиянием артиста с музыкой, что слушателям казалось, будто скрипач сам творит ее в данную минуту на сцене. Репертуар Э. включал много современной музыки, в том числе Концерт А.Хачатуряна, а также посвященный ему Концерт Б.Мартину. Он сам писал пьесы для скрипки и фортепиано ("Романс", "Гондола" и др.). Отыскивая забытые сочинения классиков, артист создавал превосходные транскрипции и аранжировки фортепианных пьес Л.Бетховена, Ф.Шуберта, С.Рахманинова. Еще в молодости Э, обратился к обработкам старинных миниатюр, многие из которых и сегодня пользуются большим успехом благодаря мастерству изложения, тонкому ощущению стиля. В 1936-37 Э. сыграл в "Карнеги-холл" в Нью-Йорке цикл концертов "Развитие скрипичной музыки", объединив в 5 программах лучшее из того, что было создано для этого инструмента на протяжении трех веков. До глубокой старости скрипач сохранял поразительную творческую активность: в день. своей кончины он готовился в Сан-Франциско к очередному турне. Многочисленные грамзаписи, запечатлевшие вдохновенное искусство Э., занимают достойное место в ряду творческого наследия великих мастеров XX в. --- Лит.: Elman S. Memoirs of Mischa Elman's Father. New York, 1933; Carpenter Mc.D. Mischa Elman and Joseph Szigeti. New York, 1955; Applebaum S. Mischa Elman / The Way They Play. Neptune, 1971. --- В. Руденко --- |
ЭРЬЗЯ (наст. фам., имя Нефедов Степан Дмитриевич) (27.10.1876, с. Баево, Алатырского у., Симбирской губ, - 24.11.1959, Москва) - скульптор. Из крестьян мордовского племени эрзя, С 14 лет работал в артелях богомазов, изготовляя иконы и расписывая деревенские храмы. В 1900 исполнил в Алатыре, где поселились родители, декорации к любительскому спектаклю и был замечен просвещенными людьми местного общества. В 1901 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Готовился вначале стать живописцем; затем перешел на скульптурное отделение. Учился у С.Волнухина, однако наибольшее влияние на его становление оказал П. Трубецкой. --- В 1906 отправился в Италию. Принял псевдоним "Эрьзя", желая утвердить имя своего народа в мировой семье человечества. Быстро овладел навыками обработки мрамора, рубил свои вещи прямо в камне, без подготовительных эскизов и моделей и без помощи ремесленников, которые, как правило, переводили замыслы скульпторов в материал. Статуя Иоанна Крестителя для храма города Специя сделала его имя известным в профессиональных кругах. Доминировала в его искусстве религиозная тематика. Распятия, страдающий Христос были основными темами создаваемых им голов и фигур, В 1909 на 8-й биеннале в Венеции была показана композиция "Последняя ночь осужденного перед казнью" (бетон, не сохранилась); высокий внутренний накал работы, страстность исполнения дали критикам основание окрестить Э. "русским Роденом". --- В 1910 переехал во Францию. Благодаря триумфам на выставках в Венеции, Милане, Ницце, Мюнхене произведения Э. были закуплены музеем Ниццы, частными коллекционерами. В 1913 в Париже состоялась его первая персональная выставка. Значительный коммерческий доход давали Э. портреты, которые он делал с невероятной быстротой; лучшие из них - "Портрет Марты" (1912, цемент), "Автопортрет" (1912, бронза), "Норвежская женщина" (1914, гипс) и др. --- Весной 1914 возвратился в Россию по приглашению городских властей Алатыря, предложивших ему создать музей, но с началом 1-й мировой войны был призван в армию, Служил санитаром в одном из московских военных госпиталей, не оставляя занятий скульптурой: "Балерина С.В.Федорова 2-я" (1915, мрамор); "Эрзянка" (1915, бетон): "Калипсо" (1917, мрамор). Мраморные изваяния, созданные в 1917-19, демонстрировали непревзойденное владение Э. этим материалом. После Октябрьской революции уехал на Урал, надеясь найти породы мрамора, не уступавшие каррарскому. В Екатеринбурге преподавал в созданной им художественной школе (1918-20). Недолго работал в Москве, затем на юге (в Геленджике на его руках умер Волнухин), в Батуми и Баку (1921-25), где также преподавал и участвовал в художественных начинаниях новой власти. Впервые обратился к дереву; портреты Руставели, Церетели и И.Чавчавадзе утеряны, но об их стилистике можно судить по уцелевшим работам "Летящий", "Материнство", "Леда и лебедь" (все - 1922). --- С декабря 1925 снова в Москве, поселился в мастерской уехавшего из СССР С.Коненкова. Участвовал в деятельности Общества русских скульпторов. При содействии А.Луначарского, который предложил Э. показать свои новые работы в Европе, организовал в 1926 персональную выставку в Париже, но произведения его на этот раз успеха не имели.Т.к. французские власти отказались продлить визу, а в другие европейские страны "красного скульптора" не пускали, Э. направился в 1927 в Аргентину. Обрел здесь свой любимый материал, с которым неразрывно связано его имя, - древесину экзотических квебрахо и альгарробо, не уступавшую по твердости камню; добился поистине ювелирной их обработки, используя наросты, наплывы и корни, соединяя нужные куски клеем собственного изобретения. Лучшие работы: двухметровый "Моисей" (1932), в котором было более 200 вклеенных кусков; "Ужас" (1933); "Пламенный" (1934); "Аргентинка" (1941). --- Э. одиноко жил в двухэтажном домике на окраине Буэнос-Айреса, регулярно экспонировал работы на аргентинских выставках. В 1927, 1928, 1930, 1931. 1934, 1945 в Буэнос-Айресе были проведены его персональные выставки. На все лестные предложения продать работы скульптор отвечал отказом, поскольку не терял надежды увидеть когда-нибудь свой музей. Стремление Э. вернуться на родину поддержал советский посол в Аргентине, ив 1950 зафрахтованный советским правительством корабль привез вместе с самим мастером более 300 скульптур, а также множество заготовок - пней и чурбанов квебрахо и альгарробо для будущих произведений. Последние годы жизни Э. прошли в Москве. В 1954 состоялась персональная выставка, имевшая большой успех у зрителей, но официальные художественные круги его не признали. Мраморное надгробие на могиле Э, исполнено давним другом Коненковым. --- Лит.: Полевой Б.Н.С.Эрьзя. Саранск, 1961; Сутеев Г. Скульптор Эрьзя. Саранск, 1968; Воспоминания о скульпторе С.Д.Эрьзе. Саранск, 1972; Сергеев А. Портреты // Нов. мир, 1993, № 7. --- А. Шатских |
ЮРКЕВИЧ Владимир Иванович (1885, Москва - 13.12.1964, Нью-Йорк) - инженер-кораблестроитель. Образование получил на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института (1903-9). Трудовую деятельность начал в Кронштадтском порту в должности корабельного инженера. Вскоре Ю, был направлен в Ревель, где занимался проектированием морских судов, в частности, подводных лодок. Затем молодому инженеру предложили занять ответственную должность руководителя отделения Балтийского завода в Николаеве. Находясь при этом на действительной воинской службе, Ю. получил в 1914 чин штабс-капитана. Активно содействовал организации в Петербурге в 1915 Союза морских инженеров: стал секретарем Союза. Привлеченный перед 1-й мировой войной в отдел кораблестроения морского генерального штаба, Ю. был в числе авторов проектов 4 супердредноутов: "Бородино", "Кинбурн", "Измаил" и "Наварин". В процессе разработки им были предложены новые линии обводов для корпуса корабля, что дало отличные результаты при макетных испытаниях. Начавшаяся революция помешала строительству кораблей. Заслуги Ю. были отмечены орденами Св,Станислава 1-й степени (1913) и Св.Анны 3-й степени (1915), --- После Октябрьской революции Ю. покинул Россию. Преодолев обычный для белых офицеров маршрут (Крым - Черное море - Турция), он в конце концов добрался до Парижа, С трудом, после продолжительных поисков, получил место чертежника на автомобильном заводе Рено. Со временем появилась возможность вернуться к работе по судостроительной специальности. Благодаря рекомендации адмирала Погуляева Ю. познакомился с директором верфей Пенхоэт - Фульдом. Русский инженер включился в разработку проекта большого пассажирского океанского лайнера для трансатлантических маршрутов - предложил оригинальный профиль корпуса корабля, имевший своеобразные "бульбообразные" обводы, Опытные испытания модели в гамбургском бассейне подтвердили высокие ходовые качества конструкции. Из более чем 20 представленных вариантов проект Ю. оказался лучшим и был положен в основу при создании парохода "Нормандия". Построенный в конце 20-х начале 30-х, этот лайнер стал одним из самых больших (водоизмещение 83400 т), быстроходных и комфортабельных судов. После первого рейса в 1935 лайнер стал обладателем приза "Голубая лента Атлантики", установив рекорды наименьшей продолжительности перехода и наивысшей средней скорости. Несмотря на шумный успех парохода "Нормандия", имя автора важнейших расчетов конструкции осталось по существу в тени. Не находя новых интересных предложений в Европе, Ю. в 1937 уехал в Америку. С 1940 работал техническим консультантом Управления морского флота США. В 1941 принял американское гражданство, В США Ю. провел последний период своей жизни. --- В. Борисов --- |
ЮРЬЕВСКАЯ (наст. фам. Ленкина) Зинаида (1896, Дерпт - 3.8.1925, Андерматт, Швейцария) - артистка оперы, концертная певица (сопрано). Юрьевская - артистический псевдоним, взят по старинному русскому наименованию родного города певицы Тарту (Юрьев). О начале жизненного и творческого пути певицы известно очень немногое. Она училась у профессора М.Маломаа, авторитетного педагога, начало ее артистической деятельности связано с Петроградом. Ее дебют состоялся в Мариинском театре 17.5.1921 в партии Ольги в "Псковитянке" Н.Римского-Корсакова (в спектакле участвовал Ф.Шаляпин). Спустя 3 дня Ю, вновь оказалась на одной сцене с Шаляпиным, выступая в концерте в Большом зале филармонии. Это свидетельствует о том, что молодая дебютантка к тому времени бесспорно признавалась за большую певицу. Вскоре Ю. выехала в Германию и получила возможность выступать на сцене Государственной оперы в Берлине. В 1922 она исполнила партию Шемаханской царицы в "Золотом петушке" Римского-Корсакова и стала солисткой столичного театра. Возглавлял Государственную оперу в то время один из крупнейших дирижеров Европы Эрих Клайбер. Сразу оценив дарование Ю., ее творческие возможности, он доверил ей ряд ответственных партий. В течение одного сезона Ю. из дебютантки превратилась в ведущую солистку. Ее репертуар складывался из партий в итальянских, немецких и русских операх, В 1924 Ю. была поручена заглавная партия в лучшей опере чешского композитора Леоша Яначека "Енуфа". Вспоминая свои берлинские гастроли, знаменитый итальянский тенор Беньямино Джильи из всех партнеров, певших с ним тогда, называет только Ю., с которой он выступал в "Богеме" Дж.Пуччини. В 1925 Ю. проводила свой отпуск в Швейцарии и погибла по время экскурсии в горах - попала под внезапно обрушившийся обвал. --- Граммофонные записи Ю. немногочисленны, но в полной мере подтверждают ее высокую артистическую репутацию. На рубеже 1924-25 ее голос записывали авторитетные граммофоннные производства "Homocord", "Parlophon", "Polydor", сотрудничавшие с видными артистами Германии.Ю. записаны арии из опер К.Глюка, В.Моцарта, Пуччини, Яначека, Римского-Корсакова, П.Чайковского. Ее голос лирическое сопрано светлого, "элегического" тембра. Необычайно естественны, органичны и благородны в своей простоте и вокальная, и музыкальная стороны интерпретаций. Возвышенная классическая ясность - Ифигения ("Ифигения в Тавриде" Глюка), чистота и гармония - моцартовская Памина ("Волшебная флейта"), поэтичная Снегурочка в одноименной опере Римского-Корсакова - вот некоторые из них. В 1970-х австрийское производство грампластинок "Preiser", специализирующееся на реконструкции записей выдающихся певцов прошлых лет, выпустило пластинку, включавшую почти все немногочисленные записи Ю. (кроме русских арий). Практически все записи Ю. в виде копий хранятся в фонде фирмы "Мелодия". --- Лит.: Kutsch J., Riemens L. Unvergangliche Stimmen. Sangerlexicon. Bern-Munchen, 1975. --- П.Н. --- |
ЮШКЕВИЧ Семен Соломонович (25.12.1868 [1869 - ?]), Одесса - 12,11.1927, Париж) прозаик, драматург. Из семьи еврея-торговца. Окончил 5 классов гимназии в Одессе, служил в аптеках. В Париже учился на медицинском факультете университета (сдал экзамены в 1902). Печататься начал в "Одесском листке". Литературный дебют Ю, - рассказ "Портной" (1897) - положительно оценил В.Короленко. Известность Ю, принесла автобиографическая повесть "Распад" (М., 1902) - о крушении патриархального уклада жизни местечкового еврейства. Сотрудничая в сборниках "Знание", Ю. зарекомендовал себя как бытописатель жизни в "черте оседлости". В 1903-8 в издательстве "Знание" вышло собрание сочинений Ю. в 5-ти томах, в 1914-18 - полное собрание сочинений (т, 1-15). --- Наряду с прозой Ю. писал в 1900-6 пьесы: "Чужая", "Голод", "Деньги", "Король". Пьесу "В городе" (1905) поставил В.Мейерхольд, другие постановки успеха не имели, а спектакль Художественного театра "Miserere" (1909) вызвал протесты еврейской общественности. По отзыву К.Чуковского, Ю. - "певец горя человеческого... Он обнаружил большое знание еврейского быта", но в некоторых рассказах "банален... и равнодушен в изображении персонажей". В.Ходосевич также писал о произведениях Ю. раннего периода ("Хаимка и Иоська", "Распад", "Кабатчик Гейман", "Невинные", "Евреи" и др.), что "все это в сущности вариации одной главной темы о невероятных человеческих страданиях, темы о людях, замученных нищетой, голодом, побоями, злобой, развратом, непосильным трудом". В пьесе "Мендель Спивак" (1907-18) Ю. впервые обрисовал представителя еврейского пролетариата. После 1907 в прозе и драматургии Ю. появляется еврейская буржуазия, осваиваются сатира и гротеск ("Комедия Брака", 1911; "Бес", "Человек воздуха", "Повесть о господине Санькине", 1916). В 1908 издана 1-я часть романа "Леон Дрей", законченного в эмиграции. --- В 1918-19 Ю. работал редактором в Одессе; в Бессарабском издательстве вышел "Южный альманах" с его произведениями и под его редакцией. В 1920 эмигрировал в Румынию, затем во Францию. В 1921 выезжал в США, но вскоре возвратился в Европу, жил в Германии (Вормс), в окрестностях Парижа. Сотрудничал в журналах "Воля России", "Современные записки", "Звено". В Берлине в 1922 вышел роман Ю. "Леон Дрей"; тираж его был скуплен Союзом христианской молодежи и сожжен, негативное отношение вызвал он и в др. кругах эмиграции, главным образом, из-за одиозности героя - современного аналога Хлестакова. По словам Ходасевича, он - "ничтожество, дрянь, пустышка, выскочка ...пошляк, развязный и наглый враль, ...путем беззастенчивой лжи, безграничного себялюбия... при полном отсутствии нравственных издержек ...со сверхестественной легкостью становится центром, вокруг которого все вращалось... Хам, оценивший свои силы, переступает через все". В Берлине Ю. издал также пьесу "Похождение Леона Дрея". Отпрыском Леона Дрея назвала критика героя юмористического рассказа "Дудька" - мелкого торгаша, который в 1917 кричал "Ура!", "Долой!", а в 1918 стремился "сделать миллион", главным образом, в своем воображении. --- Книга "Эпизоды" (Берлин, 1923) - зарисовки судеб евреев-дельцов, разбогатевших в годы революции, описание реквизиций, заложничества, грабежей, бегства за границу. В предисловии к одному из изданий (М.-Л., 1926) Л-Авербах писал: "Эта книга о нашем враге и это книга, врагом написанная о находившихся по ту сторону баррикад... У них вместо разума страх, трусливый трепет... Его персонажи кажутся карикатурами". Иначе оценила "Эпизоды" эмигрантская критика. По мнению А.Бахраха, это "в глубокой сути своей книга подлинно трагическая и горькая, лишь написанная в ключе юмора". --- Среди зарубежных произведений Ю. сборник "Автомобиль и другие рассказы" (1922), "Улица" (1924), "Голубиное царство" (1923), пьесы "Облака. Четыре картины", "Семья", повесть "Вышла из круга" (Париж, 1921). Спектакли по пьесам Ю. ставились в Париже, НьюЙорке, Берлине, Вене. Посмертно были изданы книги "Одинокие" (1929) и сборник рассказов "Семь дней" (1933). Действие их Ю. перенес в русскую среду, отказавшись от гротеска, рассматривая "тему случая" в жизни. Рассказы из книги "Посмертные произведения" (Париж, 1927) получили невысокую оценку Ю.Айхенвальда.М.Осоргин согласился с тем, что Ю. был не "писателем еврейского происхождения", а "русским писателем, писателем русской литературы", вводившим в нее простого еврея - живого человека. В свое творчество, писал Ст.Иванович, Ю. вложил "еврейскую душу, еврейское сердце, еврейские нервы и еврейский ум". По словам П.Милюкова, это было "служение русской литературе", писатель "дал понять и почувствовать жизнь еврейского народа". --- Лит.: Зайцев Б.С.С.Юшкевич (1869-1927) // СЗ, 1927, № 31; Памяти С.С.Юшкевича // Звено, 1927, 20 февр. (№ 212); Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья. Книги 1917-1940. Материалы к библиографии. СПб., 1992. --- Е. Трущенко |
|