РЕДАКЦИЯ МИТ: В последнее время, (очевидно, в связи с расколом 2007 года в Русской православной старообрядческой церкви /РПСЦ/), в интернете оживились старообрядческие авторы, пытающиеся завладеть вниманием православных -- “никониан”, как они презрительно нас называют. Старались они в этом плане и ранее, затесываясь в православные ЖЖешные компании со своих блогов, поддакивая, подхваливая в них глупых, самовлюбленных людей, провокаторски ярясь то на одну, то на другую сторону в спорах ИПХ, чтобы поссорить “новообрядцев”.
Но всегда, коли можно было лягнуть ВСЕХ “никониан”, они не пропускали такого случая. Из эдакой публики наиболее известен аноним vetkovec, адрес его ЖЖ: http://vetkovec.livejournal.com/ -- постоянно шарящийся во многих блогах ИПХ, явный провокатор. Но существует и целый отряд из ходоков-старообрядцев, набивающихся со спорами, “вразумлениями” в разные юрисдикции ИПХ, заявляясь в наши храмы. Эти обычно начинают с пропаганды трудов Б.Кутузова -- МПешного регента, пишущего книги в пользу старообрядцев с передергиванием Церковной истории. К кутузовским опусам ходоки, как и их напарники из старообрядцев-интернетчиков, обычно вываливают кучу одних и тех же доводов, на основе которых вот уже столетия они пытаются православным безуспешно доказать, что их вера самая-то правильная на свете...
Очередные раскольники-старообрядцы скандалят в октябре 2007 года на соборе РПСЦ на московском Рогожском поселке в разбирательстве с их первоиерархом Корнилием
Дабы старообрядческим агитпроповцам не удавалось морочить головы и души не очень знающим святоотеческое наследие православным, мы публикуем подборку из высказываний наших святых на сей счет. Ее сгруппировал из святоотеческих текстов мирянин РосПЦ из Уржума Вятской области А.Ю.Шмелев.
+ + +
Преподобный Серафим, Саровский чудотворец, и старообрядческий раскол
(Текст приводится в современной орфографии)
Из жития преподобнаго Серафима, Саровскаго чудотворца
(Cоставил автор летописи Серафимо–Дивеевскаго монастыря Архимандрит Серафим (Чичагов), издание второе Серафимо–Дивеевскаго монастыря, С.–Петербург, типография М. Акинфиева и И. Леонтьева, Бассейная, 14, 1903 год. От С.–Петербургскаго Духовнаго Цензурнаго Комитета печать разрешается. С.–Петербург, 15 апреля 1903 года. Цензор иеромонах Александр, стр. 74–77.):
«…Однажды пришли к нему (к преп. Серафиму. – Примечание публикатора.) четыре старообрядца спросить о двуперстном сложении. Только что они переступили за порог келии, не успели еще сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял перваго из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину Православной Церкви и, таким образом крестя его, держал следующую речь:
«Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в Церковь Грекороссийскую: она во всей славе и силе Божией! Как корабль имеющий многия снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие ея – учители Церкви, архипастыри – суть преемники Апостольские. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел; она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливаемая волнами, и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю.»
В другое время пришел к нему один старообрядец и спросил:
- «Скажи, старец Божий, какая вера лучше: нынешняя церковная или старая?»
-- «Оставь свои бредни, - отвечал о.Серафим, - жизнь наша есть море, св.Православная Церковь наша – корабль, а Кормчий – Сам Спаситель. Если с Таким Кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплывают море житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты со своим ботиком и на чем утверждаешь свою надежду – спастись без Кормчаго?»
Однажды зимою привезли на санях больную женщину к монастырской келии о.Серафима и о сем доложили ему. Несмотря на множество народа, толпившагося в сенях, о.Серафим просил принести ее к себе. Больная вся была скорчена, коленки сведены к груди. Ее внесли в жилище старца и положили на пол. О.Серафим запер дверь и спросил ее:
- «Откуда ты, матушка?»
- Из Владимирской губернии.
- «Давно ли ты больна?»
- Три года с половиною.
-«Какая же причина твоей болезни?»
- Я была прежде, батюшка, Православной веры, но меня отдали замуж за старообрядца. Я долго не склонялась к ихней вере, и все была здорова. Наконец, они меня уговорили: я переменила крест на двуперстие и в церковь ходить не стала. После того, вечером, пошла я раз по домашним делам во двор; там одно животное показалось мне огненным, даже опалило меня; я, в испуге, упала, меня начало ломать и корчить. Прошло немало времени. Домашние хватились, искали меня, вышли на двор и нашли – я лежала. Они меня внесли в комнату. С тех пор я хвораю.
- «Понимаю… - отвечал старец. - А веруешь ли ты опять в св.Православную Церковь?»
- Верую теперь опять, батюшка, - отвечала больная.
Тогда о.Серафим сложил по-православному персты, положил на себе крест и сказал:
- «Перекрестись вот так, во имя Святой Троицы».
- Батюшка, рада бы, отвечала больная, да руками не владею.
О.Серафим взял из лампады у Божией Матери Умиления елея и помазал грудь и руки больной. Вдруг ее стало расправлять, даже суставы затрещали, и тут же получила совершенное здоровье.
Народ, стоявший в сенях, увидев чудо, разглашал по всему монастырю, и особенно в гостинице, что о.Серафим исцелил больную.
Когда это событие кончилось, то пришла к о.Серафиму одна из Дивеевских сестер. О.Серафим сказал ей: «Это, матушка, не Серафим убогий исцелил ее, а Царица Небесная». Потом спросил ее:
- «Нет ли у тебя, матушка, в роду таких, которые в церковь не ходят?»
- Таких нет, батюшка, отвечала сестра, а двуперстным крестом молятся мои родители и родные все.
- «Попроси их от моего имени, - сказал о.Серафим, - чтобы они слагали персты во имя Святой Троицы».
- Я им, батюшка, говорила о сем много раз, да не слушают.
- «Послушают, попроси от моего имени. Начни с твоего брата, который меня любит; он первый согласится. А были ли у тебя из умерших родные, которые молились двуперстным крестом?»
- К прискорбию, у нас в роду все так молились.
- «Хоть и добродетельные были люди, - заметил о.Серафим, - пораздумавши, а будут связаны: св.Православная Церковь не принимает этого креста… А знаешь ли ты их могилы?»
Сестра назвала могилы тех, которых знала, где погребены.
- «Сходи ты, матушка, на их могилы, положи по три поклона и молись Господу, чтобы Он разрешил их в вечности».
Сестра так и сделала. Сказала и живым, чтобы они приняли православное сложение перстов во имя Святой Троицы, и они точно послушались голоса о.Серафима: ибо знали, что он угодник Божий и разумеет тайны св. Христовой веры…»
+ + +
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворец, и старообрядческий раскол
(Текст приводится в современной орфографии)
Из житий святых, на русском языке изложенныя по руководству четьих-миней св.Димитрия Ростовскаго, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых; книга первая СЕНТЯБРЬ (Трифонов Печенегский монастырь, «Книжное дело», «Ковчег», Москва, 2003, «Житие святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго, чудотворца», стр. 420–422.):
«…Но святому Димитрию (Ростовскому. – Прим. публикатора.) предлежал в ростовской пастве другой важный подвиг. Там было в то время множество раскольников, главные учители которых, укрываясь в Брынских лесах, чрез потаенных своих проповедников всюду разсевали свое зловредное учение. Неправыми толкованиями и тайными увещаниями завлекали они в свои гибельныя сети овец Христовых. Многие, поверив их льстивому учению, колебались в истинной вере.
Оле окаянных, последних времен наших! – восклицает святитель. – Яко ныне святая Церковь зело утеснена, умалена, ова от внешних гонителей, ова от внутренних раскольников, иже, по Апостолу, от нас изыдоша: но не беша от нас (в Житиях цитата из Апостола приводится на церковно-славянском языке. -- Прим. публикатора). И уже толь от раскола умалися самая истинная соборная Церковь Апостольская, яко едва где истиннаго сына Церкве найти: едва бо не во всяком граде иная некая особая изобретается вера, и уже о вере и простые мужики и бабы, весьма пути истиннаго не знающии, догматизуют и учат, якоже о сложении триех перстов глаголюще, неправый и новый крест бытии и в своем упорстве окаяннии стоят, презревше и отвергше истинных учителей церковных…
…Вскоре святый Димитрий написал обширное сочинение «Розыск о Брынской вере», раскрывшее самый дух раскола.
Святитель ясно и убедительно доказал в этом сочинении, что вера раскольников – неправая, учение их – душевредное, дела их – не богоугодныя...»
(В сноске на этой же 422-й странице написано:)
«Розыск о раскольнической Брынской вере напечатан в первый раз в Москве в 1745 г. Сочинение это разделяется на три части. В первой святитель разрешает два вопроса: «есть ли вера раскольников правая»? и «есть ли вера их старая»? Отвечая на первый вопрос, св.Димитрий доказывает, что у раскольников нет истинной веры, ибо вера их ограничивается старыми книгами и иконами, осьмиконечным крестом, своим перстосложением в крестном знамении и седмеричныным числом просфор на Литургии, - что не составляет веры. Решая второй вопрос, святитель говорит, что вера раскольников новая или обновившая старыя ереси и заблуждения. Во второй части “Розыска” автор говорит, что учение раскольников, происходящее от учителей самозванцев, 1) ложно, 2) еретично и 3) богохульно. В третьей части – о делах раскольников – доказывается, что добрыя, по-видимому, дела их испорчены самонадеянностию, тщеславием и лицемерием, а затем перечисляются злыя, явно беззаконныя дела раскольников».
(Окончание на следующей стр.)
Святитель Феофан Затворник Вышенский о старообрядцах и старообрядческом расколе
/Цитаты взяты из книги «О Православии с предосторожностями от погрешений против него. Слова Епископа Феофана.» (издательский отдел Московского патриархата, 1991)/
1) Из главы 15 «Раскол не старина, а новшество», стр. 56–58:
«…Они все (старообрядцы. – Примечание публикатора.) твердят, что толки их суть древлеотеческое предание. Какое древлеотеческое? Всё это новые выдумки. Древлеотеческое предание содержится Православною Церковию. Мы заимствовали св.учение от св.Правосл. Греческой Церкви и все священные книги от неё к нам перешли. Книги сии в древности все содержали так, как мы теперь содержим. Но лет за 100 или 150, до блаженного Патриарха Никона и благочестивейшего Государя Алексея Михайловича, переписчики неопытные начали их портить, и в продолжение сего времени все портили и портили и, наконец, до того все перепортили, что терпеть уже нельзя было. Эти порчи, внесенные в книги, все без изъятия были новины. Когда потом их отменили, и книги поставили в тот вид, как было издревле – разве это значило, что новину внесли в книги?! Не новину внесли, а возвратили их на старое. В наших книгах теперь все так, как есть в греческих, и как в наших древних, после равноапостольного князя Владимира. Поди, кто хочет, посмотри в Патриаршей библиотеке, в Москве, старые книги, и – сами уверитесь. Стало, старые книги у нас, а не у раскольников, и древлеотеческое предание тоже у нас, а не у них. У них же все новины, -- книги новы, и предание ново. Поясню вам это примером. Софийский собор в Киеве – древнейший Собор, -- был расписан изначала по стенам. Когда-то потом, не упомнит никто, заштукатурили эту роспись и на новой штукатурке снова расписали храм. Старая роспись осталась под низом. А вот, в недавнее время, эту новую штукатурку и с расписанием отбили, и восстановили то расписание, которое было под нею – древнейшее. Что это – новину внесли они в Софийский храм или поставили его в древний вид? Конечно, в древний вид поставили. Теперь Софийский храм находится в таком виде, как был в древности, а не в том, как был лет за 20. Вот так и с книгами было. Когда выбросили из них все, вновь внесенное, не поновили их, а на древнее возвратили, и наши исправленные книги суть воистину древние, а не раскольнические – испорченные.
Так и отражайте, когда кто из раскольников начнет толковать вам, что у них древние книги. Их книгам не больше 2-хсот, много 3-хсот лет; а нашим 1000 есть, и более. А когда станут они уверять, что у них древлеотеческое предание – у поповцев, или беспоповцев, у Филиповцев или Федосьевцев, у спасова согласия или у перекрещенцев, или у новых Австрийских проходимцев? Разве древлеотеческих преданий 10-ть? Ведь оно одно. Когда у них оно не одно, стало, оно не есть древлеотеческое, а все человеческие выдумки. У нас оно одно, и совершенно согласно с древнейшим преданием нашим, согласно с Греками и всеми православными Христианами, на всей земле существующими. У нас всюду согласие, а у них всюду разногласие. В иной деревне толка три-четыре, а то и в одном доме, тоже случается, и друг с другом не сообщаются. Где же тут единая Церковь Христова? Какое же это тело Церкви, когда все члены распались и разошлись в разные стороны? Где же это едино стадо? И как можно сказать, что единый, истинный, Божественный Пастырь есть их пастырь?
Судя по сему, ясно, как день, что у них нет истины, нет последования Христу, нет Церкви. А когда нет Церкви, нет спасения: ибо только в Церкви спасение, как в ковчеге Ноевом, Церковь Христова имеет священство. У них нет священства; стало, нет и Церкви. – Церковь Христова имеет Таинства. У них некому совершать Таинств; следовательно, у них и Церкви нет. Как это они дерзают еще отверзать уста свои и, приступая к православным, совращать их! Спасать, говорят хотим. Чем спасать, когда сами гибнут?! Сами гибнут и других влекут в пагубу, а не спасают. Заметьте себе. – Спасение без благодати невозможно; благодать не дается без Таинств; Таинства не совершаются без священства. – Нет священства, нет Таинств; нет Таинств, нет благодати; нет благодати, нет и спасения.
Иные из них говорят: вот мы нашли теперь священство или завели корень священства. Завели корень, да гнилой – бесплодный. Сами посудите. – Амвросий, которого они сманили к себе, был связан запрещением, связан законною властию. Сей законной власти обетовал Господь: “Елико аще свяжете на земли, будут связана на небеси” ( Мат. 18, 18). Стало быть, и Амвросий тот был связан на небе. Если он связан на небе, то как он, связанный на небе, мог сообщать небесную благодать? Где он ее взял?! Не мог он ее сообщить, и не сообщал; и все, которые им поставлены, как были мирянами, так и остались мирянами, хоть их величают священниками и епископами. – Это одни имена, как когда дети играя дают себе разные титла – полковников, генералов, главнокомандующих.
Пусть, говорят, запрещен был. Его разрешили старцы. – Дивное дело! простые миряне разрешают епископа и возвращают ему власть епископствовать. Разве не знаете, что разрешать может только тот, кто имеет власть и рукополагать? Старики их и дьячковского посвящения не имели, как же могли они возвращать епископу епскопскую силу, когда это тоже есть, что и рукоположить? -- Не возвратили, и Амвросий остался запрещенным, несмотря на смешные над ним обряды. Если запрещен, то благодать в нем пресечена, если пресечена, то не могла изливаться и на других. Когда, напр., вода идет по желобу, то от него она переливается и на другие желоба и сосуды; а когда желоб запереть, вода не потечет по нему и не перельется на другие места и вещи. Так и Амвросий, пока не был запрещен, был подобен желобу, переливающему воду; а когда подпал под запрещение, стал то же, что желоб сухой, запертый, и не мог уже другим сообщать воду благодатную, которой сам не имел. – Так напрасно обманывают себя и других некоторые из раскольников, думая, что достали священство. – Имена завели, а дела нет. …».
(Сказано 16 июня 1864г. в г.Судогде, в соборе.)
+
2) Из главы 17 «Предостережение от расколоучителей», стр. 59 – 60:
«…Говорят они (старообрядцы. – Примечание публикатора.), что у них старые уставы и порядки: ложь это говорят они. Не у них старые уставы и порядки, а у нас; у них же всё новое. Что мы содержим, то содержим так, как принято из Царьграда, при равноапостольном князе Владимире. А что они содержат, то привнесено в книги лет за 100 или 150 до блаженного Патриарха Никона и благочестивого Царя и Государя Алексея Михайловича. Всё, что у них; суть ошибки и порчи книг. Когда стали править книги неразумный Аввакум, да Никита Пустосвят и другие подобные, прилепились к этим порчам, сами веря и других уверяя, что они исстари были в книгах, и что правильщики книг вводят новое. – На самом же деле порча книг не была исстари, а была новина в книгах, и, когда их стали исправлять, не вводили новое, а изгоняли новое, и возвращали, а не изгоняли старое. – Раскольники, удержав при себе все ошибки и порчи, удержали новое, а не старое. – И они суть истинные нововводители. Так их и считайте, и говорить им не позволяйте, что они старой веры. – Они прямые нововеры и обманщики.
Говорят они, будто Государь признал их веру правою и льготы им дал. Это говорят они ложь. Льгот им никаких не дается. Законы те же оставлены, какие и прежде были. А что им позволяют мирно жить, это не от того, что Государь признал их веру правою. -- И татарам, и жидам позволяется мирно жить. Неужели Государь и их веру признает правою?! Государь и всякой веры людям позволяет жить мирно – оттого, что никого не хочет приневоливать в свою веру; ибо из-под неволи что за вера? – А раскольники криво толкуют милость Государя Императора, будто он их сторону признал правою. Закон так говорит: живи себе мирно, хоть ты и раскольник, но совращать и соблазнять никого не смей. Кто совратит православного в раскол, того сошлют на поселение. Остался бы разве этот закон в силе, если б Государь признал их сторону правою?!
Еще говорят раскольники: теперь разрешено печатать наши книги… Стало быть, познали, что в них написана правда. – Это говорят они про книги, написанные раскольниками, в коих раскол выхваляется и защищается. И в этом они криво толкуют дело. Печатать позволили эти книги не потому, что правду в них видят; а чтоб всем – и самим раскольникам показать: смотрите, каким нелепостям вы верите. Вы слыхали, верно, что бывает при увещаниях раскольников. Ясно и ясно растолкуют им, что они в заблуждении, и доведут их до того, что им нечего более сказать. Тогда для успокоения своей совести, и вместе чтоб прикрыть стыд, что без причины упорничают, они говорят: «Есть у нас книги, где все ясно доказано, что мы правы». Так говорят; но говорят несправедливо; ибо в их книгах ничего не доказано, а писаны одни басни нелепые. Вот и напечатали теперь некоторые из их книг, чтоб можно было их обличать ихними же книгами. Позволено сие затем, чтоб, когда скажет кто: есть у нас книги, где все доказано, можно ответить им: на – вот ваши книги. И тут все глупости писаны, а ничего не доказано. – Именно для этого одного и позволено напечатать; а они обращают это дело в свою пользу, будто печатанием их сторона признана правою. Это они криво толкуют. Будто все, что печатается, то истинно. – Мало ли басен и сказок печатают?! Басня и напечатанная все же остается баснею. Так и раскольнические книги – и напечатанные – все остаются нелепостями…»
(Сказано 27 июня 1864г. в с.Ландехе Гороховского уезда.)
+
3) Из главы 22 «Благоденствие от благословения Божия, подаемого за веру и благочестие. Как неверие и раскол губят веру и благочестие, то от них надо всячески беречься», стр. 73.:
«…Раскол (старообрядческий. – Примечание публикатора.) распространяется старыми девками, нередко развратными, и мужиками, иногда бродягами, а всегда такими, которые работать не хотят, и вздумали себе добывать хлеб ложнопоповством и жить за счет простых людей. Все они едва выучились читать и едва бредут по книге, а лезут в учители. Кричат: вот старая вера, вот отеческая вера; -- а видали ль они книги святых Отцев и прочитали ли хоть одну, о том и не спрашивай. – И вера-то у них новоизобретенная, и святые Отцы о такой вере и думать не думали. Какой святой Отец полагал веру в усах и бороде, в пальцах да в концах креста, в старых иконах и книгах или в том, сколько раз говорить “аллилуия”, сколько просфир иметь на обедне, как ходить по солнцу или против солнца? – Ни один. – Они спасительную веру полагали в святых догматах, заповедях, в святых Таинствах и в Церкви со священством; а это все мудрование мужиков, слепым невеждам свойственное. Не слушайте их и на глаза не принимайте…»
(Сказано 30 августа 1864г. в Вязниковском соборе.)
+
4)Из главы 23 «Раскольники не могут исполнить условий спасения; а то, чем они хотели заменить недостающее, никакой силы и цены не имеет», стр. 75 –77:
«…Они (старообрядцы. – Примечание публикатора.) сами видят, что у них не достает существенного, к делу спасения необходимого, именно: священства и Таинств; но успокаивают себя словами: «что мы – содержим догматы древлеотеческие, авось и с ними одними спасемся». Послушайте, что это у них за древлеотеческие догматы? Это – двуперстное сложение, двоение “аллилуи”, хождение по-солонь, не брить усов и бороды, имя Господа Спасителя говорит испорченно – Исус. Но просмотри ты всех св.Отцов и поищи, есть ли хоть один, который бы почитал сии мелочные вещи догматами? Ни одного. Есть ли у них хоть намек какой-либо на то, что от сих вещей зависит спасение? Никакого! Отчего же их называют древлеотеческими? – Оттого, что св.Отцов не читали, а знают, что св. Отцов слушать должно. Хоть и ничего не знают, но думают, что ссылкою на св.Отцов себя оправдают и дело выиграют.
В символе веры нам указано, как узнавать святую Церковь. Верую, говорит, во едину, святую, соборную и Апостольскую Церковь. Вот признаки Церкви истинной! – Единость, святость, соборность и Апостольность. Сличи-ка, есть ли у них все сии признаки? Ничего нет! Единости нет; ибо все разошлись в разные мысли, и один с другим не сообщаются. Святости нет; ибо без благодати какая святость? Только нечистота да грех. Соборности нет; ибо они отступились от соборных правил и не послушали собора Патриархов, представляющего вселенскую Церковь. Апостольства нет, ибо дальше Аввакума, да Никиты Пустосвята и других подобных нейдут, и не только до Апостолов, до наших святителей – Петра, Алексия, Ионы и Филиппа их не доведешь. Они все и учения их вчера, можно сказать, родились. – Вот, как у них нет признаков истинной Церкви, указанных в символе веры, они и выдумали другие. Не говорят: где единая, святая, соборная и Апостольская Церковь, там и истинная Церковь, а что говорят? – где двуперстное сложение, да двоение “аллилуи”, да испорченное имя Спасителя – Исус, там и церковь: и изменили истину на кривотолк.
Они говорят, что это у них древлеотеческие догматы. Какие это древлеотеческие? Они все новы, и древние Отцы о них совсем не знали. Вот как дело было: тотчас по крещении наших праотцев при св.Равноапостольном князе Владимире приняты были священные книги от греков в славянском переводе, -- и когда нужны были кому, тот нанимал переписчиков, и они списывали их. Пока были у нас греки-митрополиты, они, зная хорошо и греческий и славянский языки, и строго смотря за переписчиками, тотчас исправляли, если замечали ошибки. Но когда греки перестали у нас быть митрополитами, русские, не зная греческого языка, не могли замечать ошибок. – Так книги начали портиться. Это началось лет за 150 до патриарха Никона, и книги все более и более портились. Один опустил одно “аллилуия” из 3-х, а другой не посмел дополнить его, и стали писать “аллилуия” дважды. Имя Господа: Иисус – писалось “Ис.”, а произносилось все же “Иисус”. Не зная греческого языка, с которого взято сие слово, начали произносить – “Исус”, -- а потом и всеми буквами писать – “Исус”. Следовало спросить у греков, а они не спросили. – Иному вздумалось, что лучше двумя перстами креститься, он и внес это в книги. Так один одну внес в книги ошибку, другой -- другую; один одну прибавку сделал, другой -- другую. Как писалось, так печатать потом стали. Хоть печатчикам приказано было исправлять книги; но как они исправляли их по испорченным уже книгам, а больше по своему смышлению, то они еще более ошибок и прибавок наделали.
Ко времени патриарха Никона этих ошибок и прибавок было так много, что и учение истинное стало повреждаться. Заметив сие, патриарх Никон вошел в совет со всеми Патриархами, и все единодушно собором велели исправлять книги не по своему смышлению и не по русским книгам, а по древним греческим, которых навезли тогда всех родов великое множество. Когда поправили сим порядком книги, тогда они все стали, как были от начала со времен Владимира Равноапостольного. Все новые прибавки и ошибки выброшены, а поставлено все, как следует быть, и как было в начале. Так, патриарх Никон книги священные не поновил, а воротил на старое. Все же новизны отбросил. Вот эти новизны и остались у раскольников и составляют их древлеотеческие догматы, как они говорят. Вы же сами посудите, какие это древлеотеческие? Древлеотеческие! – им всего будет, если от нас считать, лет 200 или 300. И это древние! – Древние-то, как Апостолы постановили, содержим мы, а у них все ново. И они не староверы, а нововеры. – Так вы их и считайте. Они и сами видят это отчасти. А кто не видит, может увидеть. Возьми старописанные и старопечатные книги и сличи, и увидишь, что мы совершенно правы, а они кругом виноваты.
О, блюдитеся, братья! дело спасения – великое дело, первейшее дело. Что уже хуже, как душа погибнет. А у раскольников нет ей спасения. Ибо у них нет священства и Таинств. Одна часть раскольников убоялась сего и стала искать священства. Долго принимали беглых попов; а потом какого-то австрийские раскольники нашли себе и беглого архиерея – запрещенного. От них и наши позаимствовались, давши много денег. Думают они, что нашли себе истинное священство чрез этого архиерея, а оно не истинное. Все одно – беглый же. Хоть и архиерей он, но то же, что поп-перемазанец, к тому же и под клятвою состоящий. Он был запрещен, стало, не имел благодати действующей; не имел благодати, -- не мог сообщать ее и другим. И хоть от себя наделал он многих архиереев и священников; но все это – одни имена без настоящей силы, лесть одна и скверноприбыточество.
Вот ослепление жалкое и пагубное! Потеряли раскольники истинную Церковь, и блуждают. Враг ослепил очи их. Зачем было им искать так далеко? – Пред глазами у них есть истинная св. Православная Церковь, а они не видят. Есть истинная Церковь, в которой все есть, есть здравое учение и заповеди Господни, есть Таинства и священство. Слепой ощупью найдет ее; а они не видят. На! вот она святая Православная Церковь, такая, которая силу имеет спасать послушных чад своих и возводить их к прославлению. Вот, смотри, в ней прославились святители – Тихон, Митрофан, Иннокентий и Димитрий Ростовский. А св.Димитрий еще спорил и обличал их, раскольников. Прославляя его мощи нетлением, Бог как бы говорит всем им: вот смотрите, он обличал вас, и Я прославляю его нетлением мощей, именно затем, чтоб вы видели глазами даже, что он говорил правду. Все сие, православные, и приводите себе чаще на память и тем веру свою утверждайте, а раскольников обличайте.
Вот благословенные Христиане благоразумнее поступили. Зная, что без священства нет спасения и что истинное священство негде взять, как в истинной Христовой Церкви, они обратились к правой Церкви и испросили себе священников. Священники совершают у них св.Таинства, а заповеди и догматы и прежде были у них. Вот и стал у них не безнадежный образ спасения. Ибо они стали иметь все, что нужно для спасения. Так уже если кто не хочет обращаться к Православной Церкви, прими единоверчество, а не губи души вне всякого общения со святою Церковию. Только это я говорю раскольникам: а кто в Церковь Православную ходит, тому в единоверческую не годится обращаться. Это значит назад пятиться, чему не подобает быть…»
(Сказано 31 августа 1864г. в с.Мстере Вязниковского уезда.)
|